Найти тему
Альтернатива блог

Бизнес-план по открытию продуктового магазина

Оглавление

Что ни говори, а без продуктовых магазинов прожить нельзя. Ведь правильно говорят: на пустой желудок не навоюешь много!

Даже в кризисное время этот бизнес не теряет актуальности. В плане надёжности ниша уступает разве что аптекам, но низкий порог вхождения и отсутствие лишней возни с лицензиями «перебивают» этот плюс в пользу продуктового магазина.

Заблуждением будет считать, что продуктовый рынок находится во власти сугубо сетевых магазинов вроде «Глобуса Гурмэ» и «Пятёрочки». Завести такой бизнес под силу любому. Для сводки: за 2012 год в Москве появилось 634 продовольственных магазина, из них лишь 175 стали сетевыми.

Если же вы приняли решение «идти в ногу» с сетевиками, станьте чьим-нибудь франчайзи. Тот же самый X5 Retail Group с радостью предложит вам открыть «Пятёрочку» или «Перекрёсток» на условиях обратного франчайзинга.

Подготовка к открытию

Для начала выберите концепцию. Для вас открыта целая масса вариантов:
магазин «у дома»;

  • супермаркет;
  • магазин, специализирующийся на продаже конкретной продукции (рыбы, молочные продуктов, мяса и пр.).

Последние предполагают небольшую площадь и расширенный ассортимент товаров (в своей нише), поэтому их можно признать самыми конкурентоспособными.

При реализации алкогольной продукции оформление ООО – обязательное условие. В других случаях можно обойтись ИП и упрощёнкой.

Стоимость открытия продуктового магазина определяют следующие моменты:

  • концепция;
  • ассортимент;
  • расположение;
  • круг потребителей.

Специализированный магазин обычно обходится в 500 000 - 600 000 рублей, тогда как в супермаркет понадобится вложить как минимум 4 000 000 рублей. В первом случае магазин начнёт окупать себя через 9 месяцев, во втором – спустя 2-3 года. При неблагоприятном ходе событий эти сроки могут увеличиваться.

Разумеется, вы рискуете, ведь придётся конкурировать с другими «гигантами», переманивая к себе клиентов. Также нужно быть готовыми к росту цен у поставщиков.

Где расположить магазин?

Оптимальным местоположением станут:

  • деловые кварталы;
  • бизнес-центры;
  • спальные районы;
  • пешеходные зоны вблизи крупных транспортных узлов.

Ориентируйтесь на свои возможности по выплате аренды. Учтите: чтобы магазин работал «в плюс», арендная ставка должна составлять не более 1% от товарооборота за месяц (НДС в расчёт не берётся).

Помещение от 200 до 500 м2 идеально подойдёт для открытия супермаркета. Специализированному магазину на первом этапе будет достаточно и 50 м2. Важным моментом является ремонт.

Помещение нужно обустроить со вкусом, если ваша продукция ориентирована на обеспеченных людей, или если магазин открывается в центре. Загородные и придомовые торговые точки в особом ремонте не нуждаются: достаточно выполнить черновую и чистовую отделку, провести электричество, вентиляцию и канализацию. И всё это обойдётся примерно в 10 000 рублей за м2.

Большая часть помещений, которые сдаются под магазины, не нуждается в капитальном ремонте. В них можно ограничиться установкой перегородок.

Подбор оборудования

При открытии супермаркета важно оснастить его всем необходимым:

  • стеллажами;
  • кассовой техникой;
  • полками;
  • горками под овощи и фрукты;
  • морозильными ларями;
  • холодильными витринами.

Специализированный магазин можно оборудовать за меньшую сумму – хватит и 300 000 рублей. Но и в этом случае стоит уделить особое внимание закупке складского и кассового оборудования.

Затем договоритесь с оптовыми поставщиками. Ими могут стать онлайн-маркеты и магазины, отдающие свой товар под реализацию. По первости закупайте всю продукцию в больших объёмах и пользуйтесь возможностью самовывоза, чтобы не переплачивать. Поинтересуйтесь у поставщика о доступных акциях и бонусах, а также уточните, где находится склад.

Получение разрешения на торговлю

Оформите ИП, подтвердите соответствие помещения нормам санитарной и противопожарной безопасности, а затем отправьте запрос о постановке на учёт в Роспотребнадзор.

Если вы захотите торговать алкоголем, заморочиться придётся чуть больше. Такая продукция не может реализовываться через ИП – это незаконно. К слову, при продаже спиртных напитков разной крепости получать лицензию придётся на каждую разновидность товара. И помните: торговать алкоголем рядом с детскими учреждениями и отпускать его в ночное время строго запрещено.

Наём персонала

Не стоит «перегружать» штат работниками, без которых можно обойтись. Открывая магазин средних размеров, позаботьтесь о наличии в нём ключевых помощников:

  • кассиров (2-4);
  • грузчика;
  • охранника;
  • управляющего.

Если магазин небольшой, наймите пару-тройку продавцов, готовых за дополнительную плату выполнять другие обязанности. Бонусы с продаж и присутствие на месте хозяина магазина служат хорошей мотивацией для сотрудников.

Рекламная кампания

Магазин открылся, обзавёлся красивой вывеской, и первые покупатели уже бегут посмотреть – что это за магазин такой? Обычно так и происходит. Но ваша задача - не просто привлечь клиентов, а удержать их. Чтобы продажи в вашем супермаркете продолжали расти, тщательно продумайте ценовую политику, введите акции и привлеките к делу курьеров. Что касается специализированного магазина, тут рекламную кампанию следует развернуть пошире. Не списывайте со счетов сарафанное радио: чем дальше разнесётся новость, тем лучше.

Итог

Открывая продовольственный магазин, вы обеспечиваете себе надёжное подспорье на будущее. Трудности, жестокая конкуренция и долгая окупаемость не исключаются, но продукты будут востребованы всегда, а значит кризис вам не страшен.

Оптимальнее всего открыть специализированный магазин, завлекающий клиентов богатым ассортиментом конкретной продукции. Владельцу потребуется просто оформить ИП, и припасти небольшой капитал на аренду и оборудование. А тем, кому не хочется создавать магазин «с нуля», подойдёт система обратного франчайзинга.

Другие статьи по рубрике «Бизнес-идеи» читайте на нашем портале.