Найти тему
Журнал "Артист"

90 лет без Маяковского. Новая жизнь произведений поэта в творчестве музыкантов

Владимир Маяковский - голос революции и отец советской рекламы, поэт и гражданин. Можно по-разному относится к его творчеству, но в поэзии ХХ века он занимает особенное, монументальное место. До сих пор многие помнят его лозунги, крылатые фразы и, конечно, стихи.

В отличие от произведений других поэтов, на стихи Маяковского положено не так много музыки. Ведь это настоящий вызов - "приручить" рифму поэта, органично дополнить и без того сильные строки.

Сегодня, в день памяти Владимира Маяковского, мы вспоминаем произведения поэта, которые обрели вторую жизнь и стали хитами, благодаря музыкантам.

Одно из самых известных стихотворений, как самостоятельное произведение, так и песня - "Лиличка!" или в вариации группы "Сплин" - "Маяк"

Это стихотворение Владимир Маяковский посвятил своей возлюбленной Лиле Брик и изначально не планировал нигде публиковать. Впервые стихотворение появилось в печати уже после смерти поэта.

По словам Александра Васильева, песня просто возникла из ничего самым мистическим образом. Перед исполнением этой композиции на концертах лидер коллектива часто зачитывал другое стихотворение Маяковского – «Вам». Само название «Маяк» – это сокращение фамилии автора текста – Маяковский.

Первой же песню на это стихотворение исполнила группа "Песняры" в 1985 году.

Экспериментальным получился трек группы "Сансара" на стихотворение "Письмо к Татьяне Яковлевой"

Александр Гагарин:

От простых квартирных вечеров с вопросами-ответами до чрезвычайно нойзовых клубных выступлений, где мы с Сережей Королевым, играючи, выдавали такую авангардную электронщину, что сейчас, слыша какие-то свидетельства, гадаешь, действительно ли мы старались по максимуму отработать средства, вложенные во все эти замысловатые, странно звучащие приборы (терменвоксы-каосспэды-тенорионы) или все-таки искренне хотели совместить доступность и простоту извечного русского ляминора с новыми тенденциями, новыми инструментами. И в песне «Письмо Татьяны Яковлевой» на стихи Маяковского для одного проекта-трибьюта это сделать удалось. Хотя, конечно, для большинства людей это всё же очень экспериментальная музыка.

В 2005 году "Сансара" участвовала в трибьют-проекте "Живой Маяковский".

В альбоме "Здравствуй" The Matrix музыкально оформили одно из самых известных стихотворений Маяковского - "Послушайте!". Читает в треке сам автор.

Глеб Самойлов:

Почему-то я хотел вставить в этот альбом именно Маяковского. А в его оригинальном исполнении было только «Хорошее отношение к лошадям» и «Послушайте». Я удивился, как он вообще их читает. Как он начинает – послушайте! Как будто умоляет – ну послушайте. Потрясающе!

Но не только лирические произведения становились основой музыкальных экспериментов. Так группа "Последние танки в Париже" в 2007 году выпустили трек "Вам!" на одноименное стихотворение.

Лёха Никонов:

Маяковский был одним из первых акционистов: вспомните жёлтую кофту. Он надевал её на все выступления. Тогда это было нонсенсом, потому что обычно все носили серые, чёрные костюмы. Когда Маяковский шёл по Москве или Петербургу, это всегда было представлением. Он был первой панк-звездой. 
Маяковский – большой трагический поэт уровня Шекспира, только он говорил на другом языке и стиле. Проблемы, которые он поднимает, вечные. 

Музыкально-поэтический проект "Строки на стенах" представил свое прочтение антивоенного стихотворения "К ответу!"

Владимир Маяковский написал сильный антивоенный текст без привязки ко времени. Войны всегда затевают те, кому они меньше всего угрожают. А потом через героический эпос они воспитывают все новых и новых людей, готовых жертвовать жизнями за чужие интересы.
Мы считаем, что если и говорить о войне в творчестве, то только через призму ужаса и смерти. Причем, через смерть не абстрактных воинов, которых будут славить в веках, а лично твою, читатель/слушатель/зритель. Что тебе до той славы? Лучше спроси: "За что воюем?"

Пожалуй, самой масштабной работой стал альбом "Облако в штанах" "Плана Ломоносова". И, как говорит вокалист группы Александр Ильин, альбом появился на свет "волею судеб".

Один дядя попросил нас сделать небольшой отрывок из «Облака в Штанах». Он снимал кино про Маяковского и общался со мной в качестве артиста. Фильм был какой-то непростой, и узнав, что я имею отношение к панковской субкультуре, он попросил меня сделать в качестве пробы какой-нибудь отрывок. Мы сделали отрывок из «Облака в штанах» — песню «Нахальный и едкий». Потом этот тип исчез из нашей жизни, а песня осталась. Публиковать ее отрывком было не интересно, а песня нам очень понравилась. Выход был такой — сочинять альбом. И спустя три года мы дошли до такой постановки — панк-арт на стихи Владимира Маяковского «Облако в штанах».
Я больше чем уверен, что Маяковский бы аплодировал стоя и хохотал вместе со всей их андерграундной тусовочкой. А если бы они каким-то образом очутились на нашей постановке, это как минимум взорвало бы им мозги из-за большого разрыва в техническом обеспечении. И если бы они увидели все экраны вокруг, 3D-сетки, наш шар и так далее, они бы просто сошли с ума!

Владимир Маяковский был футуристом. Своими работами он ломал стереотипы, опережал время и создавал новый мир. И не исключено, что, услышав все эти произведения, Маяковский бы пришел в восторг.

Понравилась статья? Подписывайся на нас, ставь лайк и оставляй коммент. Нас это мотивирует! Подписывайся на нас в Телеграме – там тебя ждет много интересного.