Найти в Дзене
Motor1 Россия

Nissan GT-R: наглядная история японской легенды

Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC10)
Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC10)

Автомобиль, с которого началась история спорткара, дебютировал в Японии весной 1969 года. Назывался он тогда Nissan Skyline GT-R (сокращение от Gran Turismo Racer) и был седаном. Точнее «заряженной», как принято сейчас говорить, версией «Скайлайна» третьего поколения с индексом PGC10. Что касается двухдверного варианта (KPGC10), как на фото, то он вышел в 1971 году.

Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC10)
Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC10)

Под капотом у того «Гэтэра» стояла двухлитровая безнаддувная рядная «шестёрка» S20 с отдачей 160 л.с. и 177 Н∙м. Заднеприводное купе с 5-ступенчатой механикой весило 1100 кг (на 20 кг меньше седана), разгонялось до 200 км/ч, а сотню набирало за 8,2 с.

Забавно, что за угловатую внешность первый GT-R прозвали Hakosuka. В переводе с японского haka дословно означала «коробка», а suka – sukairain (Skyline на родном языке модели).

Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC110)
Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC110)

Следующее поколение не заставило себя ждать. Купе Nissan Skyline 2000 GT-R под индексом KPGC110 представили публике на мотор-шоу в Токио в 1972 году и уже в следующем январе запустили в производство. Однако век его оказался не долог. Буквально через три месяца сборку модели остановили из-за разразившегося нефтяного кризиса. При взлетевших ценах на бензин мощный, но прожорливый спорткар оказался японцам просто не нужен. В итоге было выпущено только 197 машин.

Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC110)
Nissan Skyline 2000 GT-R (KPGC110)

Во втором поколении GT-R был были крупнее и примерно на 50 кг. тяжелее предшественника, но оснащался тем же 160-сильным в паре с 5-ступенчатой механикой. Из-за малочисленности Skyline 2000GT-R является одним из самых редких представителей модели. Помимо скромного тиража этот GT-R запомнился японцам рекламной кампанией в американском стиле. Из-за главных героев ролика - влюблённую парочку Кена и Мэри – купе в народе так и прозвали Кен-Мэри.

Nissan Skyline GT-R (R32)
Nissan Skyline GT-R (R32)

После неудачи предшественника следующий спорткар вышел лишь спустя 16 лет – в 1989 году. Им вновь стала двухдверная версия актуального на тот момент «Скайлайна». Nissan Skyline GT-R (R32) получил полный привод и более мощный 2,6-литровый мотор. Новая «шестерка» выдавала 280 сил и 353 Н∙м крутящего момента, позволяя автомобилю с лёгкостью разгоняться до лимитированной японским законодательством максималки 180 км/ч. issan Skyline GT-R (R32)

Nissan Skyline GT-R (R32)
Nissan Skyline GT-R (R32)

Этому купе принадлежит и неофициальный рекорд самой быстрой серийной машины того времени на Нордшляйфе. Nissan промчал по «Северной петле» за 8 минут и 20 секунд. Многим же этот GT-R известен еще прозвищем «Годзилла». Столь громким именем машину наградили австралийские СМИ за многочисленные победы в местных чемпионатах.

Nissan Skyline GT-R (R33)
Nissan Skyline GT-R (R33)

В начале 1995 года увидел свет «Гэтэр» под индексом E-BCNR33. Это был модернизированный вариант предшественника с той же хорошо зарекомендовавшей себя рядной «шестёркой» с двумя турбинами и такой же механикой. Skyline R33 был тяжелее R32, но разгон до «сотни» от этого впечатлял не меньше, поскольку занимал всего 4,9 с. Вместе с тем «тридцать третьему» принадлежит уже официальный рекорд прохождения Нюрбургринга серийным автомобилем.

Skyline GT-R (R34)
Skyline GT-R (R34)

Вышедший в январе 1999 года Skyline GT-R (R34) получился короче предшественника на 7,5 см (колёсная база сократилась на 5,5 см). Кроме прочего автомбиль мог похвастать наличием на передней панели 6,5-дюймового ЖК-дисплея, на который в режиме реального времени выводилась информация о параметрах двигателя и разных систем автомобиля. Официально мотор развивал 280 сил, но спецы тюнинга добивались от него куда большей отдачи. Кстати, машина именно этого поколения снималась в боевике «Двойной форсаж» с Полом Уокером в роли Брайана О'Коннора

Nissan GT-R (R35)
Nissan GT-R (R35)

Последнее и все ещё актуальное поколение «Годзиллы» под индексом CBA-R35 вышло в конце 2007 года. Начиная с него GT-R превратился в самостоятельную модель и больше не называется «Скайлайном». У купе свой собственный кузов оригинальной конструкции. Кроме того, вместо рядной «шестёрки» Nissan GT-R (R35) стали оснащать 3,8-литровым V6 битурбо (VR38DETT), который развивает от 485 сил по умолчанию и более 600 на версии GT-R Nismo.

Nissan GT-R (R35)
Nissan GT-R (R35)

Нынешний GT-R также интересен компоновкой силового агрегата и трансмиссии. Турбомотор установлен в пределах колесной базы ближе к передней оси, а 6-ступенчатый робот - к задней. Поэтому под днищем в большом трансмиссионном тоннеле рядом проходят два карданных вала. По одному крутящий момент передаётся коробке от двигателя, а по второму – частично возвращается передним колёсам. В моменты, когда автомобиль стартует и ускоряется, приседая на корму, соотношение массы по осям выравнивается до 50/50.

GT-R50
GT-R50

В конце нашего обзора - представленной в 2018 году по случаю юбилея модели, GT-R50 лимитированной серии. Кузов и начинка были этого аппарата основательно переделаны совместно со спецами бюро Italdesign, а мощность двигателя теперь достигает 720 сил. Несмотря на крошечный тираж в 50 единиц, еще не все машины распроданы. В общем-то, не удивительно, учитывая цену в миллион евро.