Найти тему
Кавказский скит

«Как бороться с пустотой в душе?» Отвечает схиигумен Гавриил

Прочитал Вашу статью об отступлении Божией благодати. И это явление нахожу более страшным, чем эпидемия вируса, пришедшая в наши дни. Прошу Вас, помолитесь о мне, грешном Михаиле.

фоторабота иерея Игоря Палкина

На Кавказском скиту принимаются к поминовению имена пострадавших от коронавируса

С рождения заражён страстями. В детстве был капризным, подростком — дерзким, в молодости впал в многие грехи по страстям, потом наступило время прозрения. Господь каким-то образом обратил на Себя мое внимание. Стал к Нему обращаться, постепенно пришёл в Церковь. Первое время по-неофитски и по гордости казалось, что всё идет, как надо. Но однажды пришло нечто, после чего вся жизнь покатилась под откос.

Я женат. Через 9 лет после свадьбы мы венчались. Жили мирно, руководствуясь Заповедями, да и сейчас с женой живём мирно. Но лет пять назад брат мой попал в долги, и мне пришлось взять кредиты. Начались трудности. И с этого момента стал чувствовать своё отдаление от Господа. Не скажу, что был ревностным прихожанином, скорее, находясь в Церкви, старался стать христианином, как и другие верующие. Но после этого кредита, как начала другой жизни, стал вспоминать Гефсиманский сад Спасителя. Много боролся, заставляя себя выйти из уныния. И были какие-то просветления, но в целом — отдалённость и неугодность Богу стала навязчивой идеей, подкрепляемой обстоятельствами.

фоторабота иерея Игоря Палкина
фоторабота иерея Игоря Палкина

фоторабота иерея Игоря Палкина

Теперь с кредитами расплатился, но в личном нахожу лавину страстей, как из бездны вывалившихся наружу. И теперь уже не столько вижу внешние грехи, сколько внутренние болезни. Ездили с женой в несколько монастырей, но уже нет чувства благодати. Как будто умерла душа. И от такой жизни многие дела стали формальностью. При мертвой душе хождение в храм, исповедь, дела милосердия стали безжизненными. Причащение даётся с большим трудом, и не всякий раз удаётся преодолеть искушения, чтобы приступить к Таинству. Если вижу в себе какую-то внутреннюю болезнь и исповедуюсь, то потом усиливают эти болезни, так что я перестал что-либо понимать. Впадал в ропот неоднократно, отчего был наказан ещё и чувственными бедствиями. Нахожу, что не имею права жить в этом мире. Хотел, как у всех, не получив, взял сам. А взяв, преступил Заповеди Божии. Теперь, например, слыша о мире среди людей, к которому призывает Господь, не смею сказать людям, что они не правы. Даже законные требования не могу отстаивать, потому что это нарушает мир, вызывает вражду у людей. А главное то, что теперь я не знаю, как жить, не знаю, чего от меня хочет Господь. Я превратился в животное, которое ест, спит, иногда читаю, стараюсь что-то исполнять, работаю. А в целом не знаю, как жить среди людей мирских, и нигде не нахожу поддержки в этом внутреннем одиночестве, кроме как от жены. От одиночества духовного, почитав каноны, лезу в интернет, мудрствую там о том, что уже испытал или испытываю, видя аналогичные вещи у других. Нахожу в этом гордость и задаюсь вопросом, а имею ли право? И не нахожу ответа. Вот и сейчас, читая разных пользователей, увидел Вашу статью.

Прошу Вас помолиться о жене и о родителях наших. Прошу Вас также дать руководство, как действительно стать христианином, как научиться жить по Заповедям в этом мире, когда сплошные искушения ежеминутные. Благодарю Вас. Михаил

Звание пожизненное - схиигумен

Ответ схиигумена Гавриила.

Дорогой о Господе Михаил!

Чтобы найти причину того, что с Вами происходит, нужно очень хорошо знать и Вашу жизнь, и Ваш характер, и Ваши духовные силы, и еще многое другое. Вот именно всё это, причем в течение нескольких лет, то есть в процессе жизни, мог бы знать духовник, с которым Вы должны были бы регулярно общаться, исповедоваться, выяснять у него духовные, а также сложные жизненные вопросы. Для того-то и нужен духовно зрелый и опытный духовник каждому христианину, чтобы помочь ему не заплутать на жизненном пути, подсказать правильное направление и способ решения тех или иных вопросов и проблем. При этом духовный отец должен быть досягаемым, чтобы к нему можно было бы лично обращаться достаточно регулярно, например, раз в месяц, если он служит относительно далеко. Помню, когда я был еще молодым человеком, мирянином, и жил в Москве, к своему духовному отцу мне приходилось ездить на электричке за 70 км, в Троице-Сергиеву Лавру. С проездом по Москве, а потом на электричке такое путешествие занимало времени 3—3,5 часа в один конец. Но зато все вопросы и недоумения решались почти мгновенно.

Важнейший вопрос, конечно, — выбор духовника. Как предостерегал прп. Иоанн Лествичник, важно вместо врача не попасть в руководство к больному и вместо кормчего — к простому гребцу. Советую Вам потратить немного усилий, чтобы выяснить, есть ли где-нибудь в местности, где Вы живете, или в окрестностях (примерно 100 км в окружности) какой-то опытный и духовный священник, не важно, на приходе или в монастыре. Если люди назовут несколько адресов, то есть смысл съездить по очереди ко всем этим батюшкам, чтобы поисповедаться и побеседовать о своих проблемах. При этом нужно молиться Господу, чтобы Он дал почувствовать, к кому из этих священников следует обращаться за духовным руководством. Сердце, как говорится, подскажет.

"Что такое счастье?" Ответ схиигумена Гавриила.

По поводу долгов брата, которые Вы оплатили, затянув на своей шее петлю кредита, а потом мучительно выплачивали банку эту сумму с немалыми процентами, могу сказать следующее. Во-первых, если бы Вы, советуясь с духовником, объяснили ему причину, по которой брат залез в долги, не исключаю, что духовник не разрешил бы Вам вмешиваться в это дело. Иногда человеку, совершившему неправильный поступок, нужно пострадать от последствий своих неправильных и греховных действий, потому что этот урок поможет ему не наступать на те же грабли в другой раз и заставит обдумывать свои действия прежде, чем он совершит какую-то глупость. В противном случае, легко отделавшись с помощью близких, человек будет продолжать грешить тем же, даже не думая исправляться. Таким образом помощь, ему оказанная, будет тем, что называют в народе медвежьей услугой. Возможно, в этом и заключается причина того, что вместо радости после совершения доброго дела Вы чувствуете в душе тяжесть, какое-то мучительное ощущение и даже духовное опустошение. Ну, а во-вторых, причиной духовного охлаждения и опустошения может быть греховное побуждение, с которым человек делает доброе дело. Например, желание помочь брату было вызвано гордым, тщеславным помыслом, желанием показать самому себе и окружающим, какой Вы благородный, великодушный и вообще не такой, как все.

Это, конечно, всего лишь возможные примеры, но если бы Вы действовали по благословению духовного отца, не думаю, что оказались бы в такой тяжелой духовной, материальной и моральной ситуации.

Ваши имена мы записали на молитву, но и Вы с супругой не опускайте крылышки: продолжайте молиться и стучитесь ко Господу и Пречистой Его Матери, прося Их помощи и заступления, ибо сказано: «Стучите, и вам отворят».

С пожеланием помощи Божией, сх.иг. Гавриил

***

Укрепить волю и улучшить духовное зрение

***

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;

пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.