Найти тему
Клуб DNS

Нужно ли «прогревать» новые наушники

Оглавление

«Новую акустику надо прогревать» — таково одно из самых известных аудиофильских убеждений. Вроде как, свежие, приехавшие прямиком из магазина, колонки и наушники звучат хуже, чем те, которые проработали 50\100\200 часов. В качестве теоретической базы берется идея о том, что мембрана динамиков — механическая система, а все такие системы нужно обкатать. Новые ботинки поначалу жмут — им нужно разноситься. Новую машину нужно объездить, прежде чем гонять на повышенных скоростях. Даже многие гитаристы считают, что новая гитара звучит хуже произведенной несколько лет назад — дерево, мол, просыхает, детали притираются друг к другу и звук становится лучше.

Вот и колонки с наушниками должны отработать некоторое время, чтобы элементы динамика приняли оптимальную форму и положение, стали более эластичными и подвижными. Причем прогрев обычной музыкой особо упертые звукоманы считают неправильным. Более правильно и равномерно прогревает колонки и наушники по всему спектру частот специально сгенерированный белый шум. Одно время даже продавались диски с правильным шумом, теперь некоторые производители прилагают их бесплатно к своей акустике.

-2

При кажущейся пустяковости вопроса он вызывает многостраничные драмы на форумах и даже просачивается на YouTube. Одни говорят, мол, прогревать нужно обязательно, другие спрашивают, а где же в таком случае измерения хотя бы АЧХ до и после прогрева?

Откуда взялась идея 

-3

Термин «прогрев» берет свое начало от ламповой радиотехники. Когда-то он означал время, нужное для установления требуемой эмиссии катодов (выход электронов из твердого тела в свободное пространство вакуума — прим.ред.) вакуумных ламп. Ламповым усилителям нужно пару минут, чтобы заработать как надо.

Также, возможно, идея о необходимости прогрева динамиков пришла от советских меломанов, которые пытались улучшить звучание старых колонок.

Например, прогрев модели 75ГД1 действительно позволял расширить басовый диапазон, хоть и на ничтожные значения.

Тогда какой-то смысл в этом все же был — старые динамики с очерствевшими резиновыми подвесами нередко нуждались в доработке напильником, прогреве, смене компонентов. Тем не менее, в вопросе о том, нуждается ли в прогреве современная дорогая акустика, которая, по идее, сделана из качественных материалов и даже прошла тесты на производстве, каждый аудиофил остается при своем мнении.

Аргументы «за»

Для динамических излучателей могут использоваться разные материалы: бумага, металл, кевлар и различные полимеры. Основные требования — материал диффузора должен быть очень жестким и очень легким, чтобы сохранять поршневой характер движения с максимальной скоростью без деформации формы. Звук в материале должен распространяться максимально быстро. Таким образом, «разогрев» вообще никак не может влиять на мембрану диффузора — она двигается только вверх-вниз, при этом ее форма не меняется.

-4

А вот что двигается в динамике — так это резиновый подвес мембраны и центрирующая шайба. Их характеристики можно измерить — набор параметров, описывающих поведение динамической головки, называется параметрами Тиля-Смолла.

В параметры Тиля-Смолла включены все возможные измерения динамика и его работы. Они делятся на три группы:
a) фундаментальные параметры (площадь и масса диффузора, упругость и жесткость подвеса и т.п.)
b) параметры слабого сигнала при измерении импеданса динамика в области резонансной частоты (так получается минимум искажений)
c) параметры сильного сигнала с максимумом искажений, включая максимальное перемещение диффузора вплоть до его разрушения.

Именно резиновый подвес и является мишенью прогрева. Утверждается, что он вносит большинство искажений в звук. Соответственно, энтузиасты ставят своей целью «размягчить» его, указывая еще и на то, что клей, которым он приклеен к динамику, затвердевает и образовывает с поверхностью диффузора новую структуру, эластичность которой необходимо восстановить.

Аргумены «против»

1. Изменение сопротивления резинового подвеса качественного динамика после 50-200 часов эксплуатации настолько незначительно, что его невозможно услышать. Изменение температуры или влажности воздуха будет давать больший эффект, чем прогрев.

-5

2. В редких слепых тестах, устраиваемых энтузиастами, слушатели при выборе прогретых или непрогретых наушников\аудиосистем не могут выйти за пределы случайного угадывания.

3. Не существует серьезных статей с измерениями параметров Тилля-Смолла до и после прогрева. Однако иногда в Интернете можно встретитьграфики измерений АЧХ.

Тем не менее, разница в измерениях АЧХ столь незначительна, что, учитывая отсутствие описания методов измерений, ей можно пренебречь как естественной погрешностью.

Теория слуховой адаптации

-6

В защиту своих позиций аудиофилы говорят, мол, график АЧХ показывает лишь то, насколько громко играет та или иная частота. Но помимо этого есть ведь эмоциональная часть, которую невозможно отразить в цифрах и графиках, поскольку она субъективна.

И это действительно так. Одни и те же наушники для кого-то покажутся слишком яркими, для другого — наоборот, слишком глухими. И даже больше — слух и восприятие звука адаптируется со временем. Теорию об адаптации слуха подтверждает тот факт, что каждый слушатель получает разный эффект от прогрева динамиков одной и той же модели, скажем, наушников. Один говорит, что звук стал объемнее и музыкальнее, для другого басы стали глубже, у третьего раскрылась сцена в средних частотах.

Напрашивается справедливый вывод о том, что весь эффект прогрева заключается в обыкновенном привыкании к новой вещи. Сначала перемены в звучании по сравнению со старой аудиосистемой или наушниками могут показаться слишком существенными, и поначалу будет непонятно, стало лучше или хуже. Однако через пару недель все становится ясно.

С вами был Клуб DNS, подписывайтесь, заходите в гости, пишите. Всегда рады! :)