По всей видимости, это довольно стандартная проблема для любого музыканта или учащегося, и гитаристы — не исключение. Послушаем один возможный «рецепт», а ссылку на источник вы найдёте в конце.
Я знаю, о чём речь. Я играю уже 50 лет и побывал на нескольких «плато». В каждом случае что-то заставляло меня на некоторое время перестать играть или, по крайней мере, мешало мне играть.
Когда вы не играете, вы перестаёте прогрессировать. Обычно, если вы бросаете это полностью, ваши навыки начинают разрушаться. Как минимум, мозоли на кончиках ваших пальцев смягчаются, и вы просто не можете играть. Это ещё более обескураживает, и ведёт к тому, что вы перестаёте играть на очень долгое время.
Итак, у вас кризис. Кризис — это любая ситуация, в течение которой вы не хотите много заниматься, потому что не хотите. Такой спад может длиться пару недель или десятилетий. (У меня был такой, который длился почти 30 лет!)
Если это меньше двух недель или около того, можно списать такие короткие перерывы на то, что вы «запутались», «потерялись», «впали в депрессию» или что-то подобное. Возможно, вам мешают обстоятельства вашей жизни. Суть в том, что если можно избавиться от этих обстоятельств, довольно просто возобновить занятия и не рассматривать период бездействия как существенный.
Быть «выключенным» в течение длительного периода времени — совсем другое дело. Гитарист может вообще перестать называться гитаристом. Все занятия становятся «скучными», «тупиковыми», «в никуда» или «бессмысленными», и вы видите все свои усилия как обречённые на провал.
Если вы думаете, что выхода нет, потому что вы не получаете удовольствия от того, что играете одни и те же старые вещи тем же старым способом, то вы абсолютно правы.
Нет ничего плохого в достижении уровня компетенции, который позволяет вам играть музыку, которая вам нравится, и просто устраняет любые тенденции к исследованиям и экспериментам. Фактически — это то, что многие гитаристы и делают в какой-то момент.
Это может быть хорошо для многих людей, но не для всех. Во время моего долгого перерыва в игре я думал, что никогда больше не стану играть несколько аккордов, чтобы петь «серенады» женщинам, которые мне нравятся. Затем всё изменилось.
Я играл каждую неделю в течение десятилетия с такими же стариками, как сам, которые увлеклись гитарой в раннем возрасте, и большинство из которых достигли «плато» обучения, как и я, много лет назад. Они были довольны тем, что играли ту же самую банальщину (кантри и вестерн), которую они играли всегда.
Когда я присоединился к группе, у меня появилось желание вырваться. Я начал писать песни и приносить их в группу. Мне нужно было или расширить репертуар группы, или уйти.
Не было никакого драматического поворота, но другие люди, особенно те, кто присоединился после меня, постепенно оценили идею играть более современную музыку. Я понял, что всё изменилось, когда стал слышать замечания вроде: «Мне всегда нравилась эта песня, но я никогда не думал, что смогу ее сыграть».
Я и другие начали модернизировать своё оборудование и инструменты, и каждый фактически расширил свой кругозор в изучении музыки в целом. Мы, как группа, вдруг начали становиться лучше, чего от нас никто не ожидал. И мы все вдруг заметили, что наша еженедельная встреча стала «кульминацией» нашей повседневной жизни.
Итак, какое отношение эта история имеет к вашему «плато» обучения? Никакого, потому что это были мы. Потребовалось что-то, что захватило наше воображение, чтобы у нас хватало желания прилагать усилия.
Я уверен, что другие посоветуют вам больше практиковаться, изучать одно, другое, но... как известно любому ученику, которому приказано «бить по книгам», трудно мотивироваться только долгом или практичностью. Вы должны хотеть этого, использовать все свои способности для достижения своих целей.
Мой совет: играйте «слишком сложное». Найдите песни или пьесы, которые вы хотите сыграть, и не отчаивайтесь, что они слишком сложные. Если вам это нравится, это и есть «ваша музыка».
Как только у вас появится список репертуара, расставьте его по приоритетам и начните сверху. О каждой песне или пьесе выясните всё и сделайте (найдите) надёжную аранжировку, которую сможете сыграть. Обратитесь для этого к любимой поисковой системе в Интернете.
Конечным результатом такого целенаправленного исследования будет то, что вы начнёте узнавать о вещах, о которых даже не подозревали. Вас заинтересуют всё более и более непонятные, загадочные темы, связанные с музыкой, которую вы хотите сыграть. Прежде всего, вы станете заинтересованным, заинтригованным и мотивированным.
Затем придёт вознаграждение — вы обнаружите, что ваше «плато» обучения испарилось. Вам никогда не надоест играть на гитаре или учиться техническим навыкам, если вы продолжаете играть музыку, которая «слишком сложна» для вас.
По материалам публикации (англ.).