Великий мастер японской анимации создает совершенно уникальные произведения. Каждый его мультфильм погружает зрителя в отдельный, вполне полноценный мир. Кажется, что за пределами кадра его жители продолжают существовать по своим законам. Чтобы лучше понять знаменитого мультипликатора, стоит заглянуть в его творческую лабораторию, ведь Миядзаки создает особенные картины и делает он это по своим правилам.
Судьба Хаяо Миядзаки может служить примером того, что «настоящий талант всегда пробьется», ведь в детстве, казалось, ничто не могло помочь этому мальчику стать знаменитым аниматором. Родился он в 1941 году, и в первые же годы был вынужден вместе с семьей испытывать все ужасы бомбардировок и эвакуации. Отец его был директором фабрики по изготовлению деталей самолетов, мать много лет страдала от тяжелого заболевания позвоночника и часто находилась в больницах.
Послевоенная Япония явно не была тем местом, где были бы прекрасные условия для развития художественного таланта. Зато именно в детстве мастера можно найти отголоски тех важных тем, которые затем он всю жизнь будет переосмысливать и отражать в своем творчестве бесконечное количество раз: война, страх потерять родителей, военная техника и машины, которые часто противостоят природе, но могут стать и вполне себе самостоятельными и положительными персонажами.
Именно техника стала первым пробным камнем для молодого художника. Мальчик мечтал о том, чтобы стать мангакой – мастером создания манги, и еще в школе пытался рисовать, однако тут его ждало первое разочарование. Выяснилось, что изображать людей он фатально не умеет, и научиться этому негде. Зато машины получались великолепно, именно их он много лет затем и рисовал. В выпускном классе Хаяо увидел два мультфильма, которые, по его словам, заставили окончательно принять свой выбор профессии. Это «Легенда о белой змее» - первый японский полнометражный фильм и, как это ни удивительно, наша «Снежная королева» Льва Атаманова. Кстати, в интервью Миядзаки не раз признавался, что его любимым режиссером является Юрий Норштейн («Ежик в тумане» - шедевр всех времен и народов!). Так что можно говорить о «русском следе» в современной японской мультипликации.
Однако мечты стать профессиональным художником, похоже, не нашли поддержки в семье Миядзаки, и поэтому юный талант после школы поступил в университет на факультет политики и экономики. Однако, закончив его, он тут же устроился на работу в анимационную студию и затем продолжал собственное развитие только в этом направлении. Специального художественного образования он в результате так и не получил, но, как считают сегодня его поклонники, может это и к лучшему, ведь отсутствие штампов и самостоятельный, уникальный подход к анимации как раз и стали главными составляющими его авторского стиля. Так что этот минус мастер блестяще превратил в огромный плюс.
Всю жизнь самоучка Миядзаки в своей работе совершенно свободно обходился без многих вещей, которые профессиональные аниматоры считают необходимыми. Например, сценарии. Только несколько его работ созданы по этому унылому проторенному пути. В большинстве же случаев мастер отталкивался от самого образа и от новой вселенной. Набрасывая карандашом и акварелью персонаж и окружающую его среду, он начинает фантазировать и представлять, что с новорожденным созданием могло бы произойти в этом мире. Засекая секундомером сцены, прокручиваемые в голове, и зарисовывая их, мастер постепенно создает раскадровку. Можно сказать, что мультфильмы Миядзаки – это визуализированный поток его сознания. Как говорил сам Хаяо, «Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека».
Еще одна прекрасная мысль, которая многое объясняет в его творчестве, была высказана мультипликатором в разговоре с западными журналистами:
«Большинство современных фильмов построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал».
Вероятно поэтому нам его творения и некоторые образы кажутся настолько необычными – любой герой, вызывающий страх, к концу истории может оказаться не таким уж плохим. Кстати, эта идея уже подхвачена сообществом кинематографистов и в последнее время буквально «витает в воздухе».
В 2013 году на пресс-конференции в Токио Хаяо Миядзаки заявил о завершении своей карьеры, но долго «японский Дисней» без работы не продержался – буквально через три года объявил о возвращении в мир анимации и создал уже с тех пор короткометражную картину «Гусеница Боро». Сейчас мастер трудится над новым мультфильмом «Как поживаешь?», который он планирует завершить до начала Летних Олимпийских игр 2020 года в Токио.
«Ежик в тумане», вдохновляющий Хаяо Миядзаки, не зря считается шедевром мировой мультипликации.
Понравилась статья?