Бензин и дизельное топливо являются основными продуктами нефтепереработки. Из-за начавшейся в мире пандемии коронавируса и разрыва соглашения по объемам добычи нефти странами ОПЕК+ 9 марта 2020 года нефть марки Brent потеряла в цене порядка 30 %.
В ряде стран за падением нефтяных котировок последовало падение цен на нефтепродукты. По данным Американской автомобильной ассоциации по состоянию на 12.04.2020 средняя цена бензина Regulal (аналог АИ-92) в США снизилась до 1,87 доллара за галлон. Это соответствует примерно 36,5 рублям за литр. Топливо сорта Mid-Grade (аналог АИ-95) предлагается по 2,26 доллара за галлон (примерно 44 рубля за литр). Снижение цен в Германии на бензин марки Super E10 (аналог АИ-95) на 14.04.2020 по сравнению с предыдущим месяцем составило 10,12 %, по сравнению с прошлой неделей 3,77 %.
В большинстве стран цены на моторное топливо формируются естественным рыночным путем, то есть в зависимости от цен на бирже, в России государством используется специальный механизм, так называемый «демпфер». Он работает следующим образом:
если средняя экспортная цена на нефть больше действующей внутри страны стоимости бензина и дизельного топлива (то есть нефтяные компании продают внутри страны свою продукцию дешевле, чем если бы они продавали ее за рубеж), то государство перечисляет напрямую владельцам нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) разницу между этими двумя ценами с учетом объема продажи продукции. Также он работает в обратную сторону: если цена нефти меньше установленного уровня «демпфера», то уже владельцы НПЗ направляют разницу между внутренней и экспортной ценой в бюджет.
То есть «демпфер» в случае падения цен на нефть является дополнительным налогом, который собирается государством с потребителей нефтепродуктов.
Если взглянуть на общую структуру затрат на производство бензина, то станет ясно, что в одном литре стоимостью 45 руб. примерно 9 рублей будет составлять акциз, далее НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Вместе эти налоги составляют до 70 % в цене топлива.
Прибыль АЗС составляет примерно 10 %, но она сильно может отличаться в зависимости от бренда, региона, бонусных программ и т.д. Стоимость продажи топлива за вычетом всех сборов и маржи АЗС составляет прибыль нефтяных компаний.
Отсюда видно, что возможности для снижения цен на топливо в России без снижения налоговой нагрузки государства даже при падающих в мире ценах на нефть практически не остается.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Также по этой теме рекомендую почитать:
1) Почему рухнули цены на нефть?
2) Заключена новая сделка ОПЕК+. Кто вышел победителем в войне за нефтяной рынок?