Каждый человек знает что такое уныние. Определение можно дать словами святителя Феофана Затворника: «Состояние это (уныние) есть один из крестов, которые нести нам неизбежно в продолжение жизни своей». Святитель Феофан пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским бытовым, так и молитвенным, желание бросить дело: «Пропадает охота и в церкови стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять. Одним из свойств уныния святитель называет охлаждение. А охлаждение начинается забвением: «Забываются благодеяния Божии и сам Бог, и своё в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит — словом, закрывается вся духовная область».
Становится понятным, почему в православной аскетике уныние относят к одной из восьми главных греховных страстей. Преподобный Игнатий Брянчанинов указывает, что власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием. По мнению аввы Серапиона, от уныния рождается праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость, любопытство. Все христианские подвижники призывают неутомимо бороться с этой греховной страстью. У преподобного Нила Синайского есть хорошее разъяснение. «От уныния врачуют терпеливость и то, чтобы делать своё дело (несмотря на недостаток охоты), со всяким самопонуждением, из страха Божия». А святитель Иоанн Златоуст определяет: «Для христианина должны быть только два повода к унынию: когда или сам он, или ближний его оскорбил Бога».
И тем не менее, мы порой часто впадаем в уныние!
То ли ритм современной жизни не даёт сосредоточиться на молитве, нехватка времени, большое количество стрессов. Психика расшатывается. Необходимо различать депрессию, как клинический диагноз, и уныние. Депрессия, как психическое расстройство, может быть одним из признаков эндогенных заболеваний, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. И лечится только врачами-психиатрами. Конечно, все духовные меры здесь будут очень даже уместны.
Попробуем разобраться с унынием в нашей обыденной жизни, которое может быть преодолено, прежде всего, укреплением духовной жизни (молитвы, церковные таинства, чтение святоотеческой литературы), но и некоторыми рекомендациями современных психологов.
В обыденной жизни мы часто уныние называем апатией, когда испытываем чувство подавленности, когда нас ничего не интересует вокруг. Чувствуем печаль, которая рождает совершенно неадекватные мысли в нашей голове: «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего, меня никто не любит, не понимает, в моей жизни нет никакого смысла...». Этому состоянию обязательно есть причина. Так психологи говорят сейчас об эмоциональном выгорании. К нему, как правило, ведёт избыточная тревога. Этот термин был введён в 1974 году. Чаще применяется к профессиональной деятельности, которая связана с общением среди людей, с большой ответственностью. Тут может помочь переключение на другой вид деятельности, поездка в отпуск, обучение на курсах повышения квалификации. Появляется возможность привнести в профессию много нового. Это прибавляет сил.
Уныние может вызвать хроническая усталость. Тогда ничего не радует. Даже мысль поехать в отпуск вызывает изнеможение. Здесь уж лучше не делать лишних движений. Необходим физический и психологический отдых.
После ссоры часто унываем. Так как нас посещает чувство стыда, опустошённости. Печалимся, когда не можем забыть нанесённую нам обиду, не получается простить. Чувствуем себя подавленными, когда нас не прощают. А бывает, и прощают, а мы поддаёмся тщеславию и продолжаем скорбеть. Недаром преподобный Иоанн Лествичник называет тщеславие матерью уныния. Чувство вины истощает нас, так как ведёт к самобичеванию. Удручают нас упреки потому, что в это время обращаются к нашей неполноценной составляющей личности. Мы остро переживаем в этот момент наше несовершенство.
Причиной подавленности может быть какое-то соматическое заболевание. Например: заболевания щитовидной железы, усталость надпочечников, анемия. Необходимо обследование и соответствующее лечение.
Нашу тоску может вызвать какое-то горе, разлука, потери. В этом случае нельзя говорить человеку чтобы он выбросил все из головы, встряхнулся, переключился. Таким образом мы обесцениваем его страдания, и они усиливаются. Человек должен отгоревать. И на это необходимо время. Разумеется, участие понять можно и нужно.
Периоды апатии могут наблюдаться у детей и внуков алкоголиков, в литературе их называют « сухим запоем». Люди, которые пролечились от наркотической зависимости, часто испытывают грусть-тоску. Без искусственной стимуляции жизнь им представляется скучной и серой. Тут надо повзрослеть и понять, что это и есть реальная жизнь, смысл которой заключается в постоянном труде. Только, хорошо бы, чтобы труд был по душе. Нельзя от скуки искать себе развлечений. В этот момент необходимо отнестись к себе по-доброму. И, конечно, во всех случаях нам помогает молитва.
Занять себя важно, но наши действия должны иметь для нас смысл. Можно посочувствовать себе и найти способ себя поддержать. Очень важно-научится жить с тем, что есть.
Признаком выхода из состояния подавленности является живой интерес к жизни, к новой деятельности.
Не исключено, что эта новая деятельность может вызвать страх. Тогда необходимо учиться выдерживать свой страх, иначе мы будем откладывать интересное для нас дело. Следует помнить, что ни одно дело на свете не будет приносить только радость. Так же как и отношения с людьми не обязаны быть радостными. Хорошо бы помнить, то другой человек-субъект, он тоже носитель образа Божьего, поэтому отнестись к нему с уважением. Это ещё и ради себя, чтобы в ответ нам не нанесли оскорбление. Ну а если все-таки нанесли, то всегда приятно подумать, что я в порядке, а он оказался неадекватным человеком. Наконец, все психологи всегда нам рекомендуют осознавать свои личностные границы. Это бережёт нас от неадеквата окружающих и их от нас. Ну и спорт в любом виде! Пусть даже это будет элементарная утренняя зарядка.