Безымянный детектив просыпается в сюрреалистичном мире, который оказывается подсознанием серийного убийцы. Перед детективом — тело девушки, убитой согласно «предпочтениям» владельца подсознания. Расследование ее «убийства» помогает команде наблюдателей из реального мира подобраться к очередному маньяку. Местные правоохранители активно используют этот метод, но, кажется, не они одни: кто-то схожим образом создаёт самих маньяков — из обычных людей.
Описанная выше процедура с пробуждением и расследованием — рутина в жизни Акихито Нарихисаго, бывшего полицейского, а ныне осужденного убийцы (впрочем, обстоятельства его преступления весьма неоднозначны). Он добровольно помогает организации «Кладовая» искать в подсознании подозреваемых зацепки, а средством погружения туда служит специальное устройство с туманной историей разработки.
Образцы бессознательного — или, как его тут называют, жажды убийства — полевые агенты собирают на месте преступления. На основе этих образцов формируется слепок ОНО преступника (тот самый ID из названия), куда и забрасывают детектива. Поначалу он не помнит ни своего имени, ни задачи — все это всплывает в памяти только после встречи с уже упомянутым мертвым телом.
Если агент достаточно умён, а команда поддержки — достаточно внимательна, чтобы сканировать окружение на детали, у них есть шанс понять мотивы убийцы и, может, даже успеть спасти жертву до того, как маньяк ее прикончит.
Поначалу кажется, что перед нами — вывернутый наизнанку полицейский процедурал, где основное противостояние с преступником происходит у него в голове, а в реальности стражам порядка остаётся только выехать по нужному адресу и задержать злоумышленника. Поневоле ждёшь «вертикального» сюжета и разнообразия представленных «миров».
С разнообразием здесь действительно нет проблем: реальность в подсознании убийц живет по своим законам, и, скажем, изображённый на постере «располосованный» детектив как раз находится в бессознательном человека, мир которого расколот на части. Вообще, визуальных экспериментов в духе «Начала» Нолана и «Акиры» здесь хватает.
Удивляет, что в моделировании бессознательного авторы не отталкиваются от того, как именно убивает маньяк. То есть, в голове у условного «Бурильщика» необязательно будут свёрла, а у «Гробовщика» — гробы.
Да и кто сказал, что с течением времени наше подсознание остаётся неизменным? ;-)
Но одним только срезом извращённого восприятия авторы не ограничиваются: как и в российском сериале «Метод», здесь есть «над-маньяк», который шастает по головам морально нездоровых людей и подталкивает их к становлению убийцей. Активные действия по его поимке как раз и превращает до того «вертикальный» сюжет в «горизонтальный».
Происходит это так неожиданно, что когда по ходу расследования всплывают какие-то детали, о которых до этого говорилось впроброс, за этим попросту не успеваешь.
Смотреть этот сериал тяжело даже залпом, а в процессе выхода серий успеваешь забыть очень многое и становишься сам похожим на того детектива.
Зато благодаря фокусу на детали в реальность происходящего веришь лучше. В ID:Invaded вообще очень многое сделано «под реализм»: довольно простая история, которая могла бы развернуться в реальности, если бы мы могли погружаться в подсознание; минимум чисто «анимешных» приемов, из-за чего, например, герой переживает суровую душевную травму без какой-то особой мимики и эффектов. Нам предлагают ощутить его чувства через простую нарезку воспоминаний.
Не думал, что скажу это, но такому сюжету куда лучше было бы в киношном формате, с живыми актерами, чем в аниме — и я очень надеюсь, что голливудские продюсеры когда-нибудь обратят на него внимание.
***
Впрочем, если оценивать историю «на общих основаниях», то это все еще неплохой детектив, глубоко залезающей на подкорку не только злодеям, но и героям, и задающий вопросы, на которые не так просто ответить. В том числе, и о природе этого самого «геройства».
К сожалению, не вся команда «Кладовой» раскрывается так же хорошо к финалу, как их подопытный, зато перипетий в истории Акихито хватит, чтобы наскрести на полноценный новый сезон «Настоящего детектива» (откуда тут без зазрения совести заимствованы финальные титры).
Настоящего сюрреализма на экране тоже не так много, как хотелось бы, но это только распаляет жажду и заставляет радоваться каждому его проявлению.
Посмотреть ID: Invaded легально можно здесь (есть бесплатный 14-дневный период или доступ с рекламой).
Антон Вальтон