Найти тему

Про дистанционное обучение

Начнем с простого, на сегодняшний день явно нарушена статья 43 Конституция Российской Федерации - образование не общедоступно, оказалось, что у детей не равные возможности. В стране не построена система массового дистанционного обучения, ни в чем не уступающая классической системе образования.

Детям не привили основы цифровой гигиены, и усадили их за смартфоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры. А у всех ли есть компьютеры, ноутбуки, смартфоны? А если в семье несколько детей-школьников? Как организовать процесс обучения? Родители вместо поиска заработка денег занимаются обучением своих детей, отправляют на проверку домашние задания, регистрируют детей на онлайн-ресурсах. Семьи просто проваливаются в нищету. Если ребенок 1-8 класса днем остается один дома, ему самому с дистанционным обучением не справиться, не говоря о личной безопасности ребенка.

Теперь о сложном, человеческий головной мозг имеет три когнитивные, ответственные за принятие решений системы: рефлекторный мозг, рефлексирующий мозг и архивирующий мозг. Рефлексирующий мозг дает человеку возможность думать о вещах, которых в реальности не существует. Рефлексирующий мозг медлителен, нуждается в сосредоточенности и устойчивом внимании. Он способен обдумывать всего одну мысль за раз, обрабатывая информацию последовательно, выполняя по одной задаче. Рефлекторный мозг реагирует на звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения, равновесие, температуру, боль, ускорение, телесные ощущения и т. д. Внешние стимулы мешают не только рефлексирующему мозгу, которому нужна устойчивая концентрация на выполняемой задаче, но и архивирующему мозгу - ему нужен покой, чтобы успешно сохранять информацию в нашей памяти. В результате самоизоляции семей дети не находятся в покое - архивирующий мозг не включается, сосредоточиться на одной задаче не получится, так как много отвлекающих факторов - рефлексирующий мозг также не активен. Результат обучения - нулевой.

  • Чтобы выполнять задания, ребенок должен быть всегда подключен - ему нужно смотреть в экран, выполняя задания. Постоянная подключенность (гиперподключенность) ведет к информационной перегрузке, развитию экранной зависимости, вредит реальной социализации. Чтобы включить мозг, нужно отключиться от экрана.
  • Безграмотно организованное дистанционное обучение приводит к многозадачности, из которой следует низкая эффективность обучения.
  • Сама ситуация самоизоляции приводит к стрессу, переход к другому подходу в обучении еще один стресс. Не все смогут это потянуть.
  • Обучение требует сосредоточенности, но когда семья оказывается запертой в четырех стенах, о какой сосредоточенности может идти речь? Ребенок сталкивается с множеством проблем: постоянный посторонний шум, отсутствие приватности, потерей идентичности, низкой производительностью, значительным снижением мотивации и удовлетворенности от проделанной работы.

В условиях пандемии школьное образование - предмет далеко не первой необходимости. Уже понятно, что программу этого учебного года школьники до конца не освоят. Зачем эти мучения и надрыв всех: школьников, их родителей, учителей? Не об этом сейчас надо думать. Хочется верить, что у власти хватить политического мужества принять решение об “обнулении” результатов этого учебного года. И в следующий учебный год дети и учителя спокойно повторят пройденный материал этого учебного года и освоят тот, который не успели в этом году.