Экономист Дэвид Берч, провел масштабное исследование тысяч фирм США. Одним из результатов исследования стал вывод, что маленькие фирмы (которые он назвал “мышами”) и большие фирмы (их назвал “слонами”) растут крайне медленно. Но есть третий тип фирм (дал название “газели”), им удается в течении многих лет расти по 30-40% в год. Число таких фирм составляет всего 4% от общего количества компаний, но они создают 70% новых рабочих мест в США. Что интересно - кризисы не останавливали рост газелей.
Публикация результатов и выводов исследования привлекла повышенное внимание к компаниям-газелям. Исследования, несмотря на их трудоемкость, повторены другими экономистами в разных странах, результаты подтверждались.
В чем особенность таких компаний?
Ухватил три:
- Они ориентируются на рост выручки, а не на рост капитализации.
- Следствие п.1. - ориентация на реальный, подтверждаемый платежами покупателей, спрос.
- Они исходят из того, что кризисы заканчиваются… В период кризисов, конечно, производится оптимизация издержек, но не убираются, не считаясь издержками, две статьи расходов:
а) расходы на привлечение клиентов;
б) расходы на стратегические проекты
Это позволяет им продолжать расти даже во время кризисов, и, по выходу из кризиса, запускать новые, уже подготовленные, проекты.
Что любопытно?
Среди “газелей” встречаются не только вновь созданные фирмы. Есть и скромно существовавшие фирмы, начинающие интенсивно развиваться с сохранением темпов роста на длительное время.
В России тоже есть компании-газели (ссылки ниже).
Взглянув на срез по отраслям, с удивлением обнаружил, что IT-компаний среди них небольшой процент. Большинство российских газелей из торговли, строительства и производства стройматериалов. Но есть и машиностроительные, и инжиниринговые, и транспортные компании… Т.е. традиционные бизнес-направления. Значит дело не в сфере деятельности..
Компании-газели зачастую возникают в регионах, не претендуя на федеральный масштаб. Более того, газели возникают и в экономически депрессивных регионах.
Исследователи отмечают, что компании-газели не привлекают административный ресурс. Если некоторым региональным компаниям-газелям оказывается административная поддержка, то не по коррупционным мотивам, а потому, что эти компании оказываются “лучом света” по трудоустройству и денежным потокам местного населения..
Мало кто рискует кредитовать такие компании. Финансовым источником развития “газелей” чаще всего является их собственная прибыль.
-----------------
по теме:
https://expert.ru/dossier/story/fastest-growing-companies-gazelles/