Найти тему
Полит74

60 челябинских музыкантов сыграли вместе, не видя друг друга

Музыканты челябинского симфонического оркестра записали финал пятой симфонии Чайковского, не выходя из дома.

Находясь в условиях изоляции, они продолжают репетировать. А дирижер Адик Абдурахманов даже в этой сложной ситуации не перестает быть лидером и мотором всего коллектива. Как ему это удается, Адик Аскарович рассказал корреспонденту «Полит 74» в рубрике «Культура взаперти» и даже поделился небольшим видеороликом.

Адик Абдурахманов рассказывает о методике дистанционных репетиций. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Адик Абдурахманов рассказывает о методике дистанционных репетиций. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

— Мы имеем возможность репетировать и записываться дистанционно, потому что освоили систему, по которой сейчас работает весь мир. В чем ее суть? У каждого музыканта есть электронный метроном, задающий нужный темп, и электронный камертон, по которому он настраивает инструмент. Кто—то скачал в смартфон соответствующие приложения, а кто—то приобрел отдельные устройства – тюнеры. Я им присылаю ноты и указываю: ля 442, темп 118.

— Постойте, ля – оно и в Африке ля.

— Вот тут вы сильно ошибаетесь. В Лондоне ля – 445, в Вене – 443, а в джазе ля – 440. В Челябинской филармонии ля – 442, как и в большинстве европейских стран. Это тончайшая, не слышимая ухом обывателя разница в высоте звука. Однако, если каждый музыкант оркестра настроится на свою «ля», вы вполне можете услышать, что со звуком что—то не так. Раньше, в доцифровую эпоху, мы отстраивались по гобою. А где сейчас скрипач или виолончелист, находящийся в своей квартире, возьмет гобой? Он отстраивается по тюнеру.

— Что происходит дальше?

— Дальше 5—6 музыкантов присылают свои партии, и остальные играют, слыша эту музыку в наушниках. В некоторых оркестрах есть жесткая система, где это делают первая скрипка, первая виолончель и т.д. А у нас все более демократично – кто самый активный, тот первым и присылает. Ну а дальше уже звукорежиссер Александр Шик сводит присланные партии воедино.

Сейчас музыканты активно учат Третью симфонию Рахманинова и Шестую симфонию Шостаковича. Это сложнейшая музыка, вершина исполнительского мастерства. Челябинские зрители будут слушать оркестр в сентябре, а месяц спустя оркестр сыграет программу в московском концертном зале «Зарядье».

— Находясь дома, я очень много слушаю, — признается Адик Абдурахманов. – С сентября 2020 года по май 2021 наша филармония будет принимать проект «Дни мальтийской культуры» в России. Переслушал мальтийскую музыку, написанную современными композиторами. Она очень легка для восприятия, уверен, что оркестр справится. О более отдаленных перспективах говорить не буду, ибо уверен: хочешь, чтобы планы не реализовались – поделись ими.

https://polit74.ru/culture-i-sport/60_chelyabinskikh_muzykantov_sygrali_vmeste_ne_vidya_drug_druga/