На кафедре истории Беларуси исторического факультета Гомельского государственного университета разрабатывается научная тема, главной целью которой является осмысление различных аспектов общественно-политической и культурно-конфессиональной ситуации в Восточном Полесье и Поднепровье в 20-30-е годы XX в. Изучение документов, ранее закрытых для исследователей, позволяет увидеть процессы, реально протекавшие в указаний период в политической и духовной жизни, через призму политико-идеологической работы, пронизывавшей все сферы общества.
После создания в апреле 1925 г. (путем объединения актива газеты “Безбожник”) общественной организации — Союз безбожников, началась активизация антирелигиозной работы и сбора информации о верующих. Интересные в этом отношении материалы, выявленные в Государственном архиве общественных объединений Гомельской области, характеризующие жизнь, быт, религиозные воззрения старообрядцев и возможные методы вовлечения их в общественно-политическую жизнь. Эти материалы были подготовлены в ноябре 1925 г. рабкором стенгазеты неким Ковалёвым Г.А. (псевдоним “сатана”) для ОПА и Известий Гомельского губкома РКП. Из них следует, что в Гомельской губернии старообрядчество было распространено довольно широко. Ни в одном другом уезде не только губернии, но и всего Союза, не было столько старообрядческих слобод и посадов, сколько их было в Новозыбковском уезде. Для того, чтобы показать, как культурная работа может повлиять на мировоззрение старообрядцев, рабкор описывает быт и обычаи населения двух посадов Климова и Митьковки. В первом проживало 6 тыс. человек, из которых 92% составляли старообрядцы, 5,5% — евреи, по 1,25% — атеисты и православные. Имелось 5 церквей и 1 синагога. В Митьковке населения было наполовину меньше [1, ф. 52, оп. 1. д. 35, л. 25, 30].
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
Помимо общеизвестных характеристик религиозности, быта и обычаев старообрядцев, в информации приводятся следующие интересные факты. Старообрядец страшно боится всякой печати. Печать антихриста видит он в прививке оспы, поэтому так много молодёжи с “поковырянным” лицом. Грехом считается также кушать штемпелёванное мясо. В 1923 г. безпоповцы даже отказались от своего молитвенного дома, при заключении договора на него с ВИКом только из-за того, что на договоре будет стоять печать. Ключей от дома не отдали, а заявили: “сбейте замки, чтобы видно было, что добровольно не отдали” [1, ф. 52, оп. 1, д. 35, л. 26, 30].
Как поддавалось старообрядчество культурно-просветительной обработке и какое влияние на него оказала революция, показывает пример Климова, который далеко в этом плане оставил позади себя Митьковку. Причина в том, считает рабкор, что в Климово за последние 2 года развернулась большая культпросветработа, когда во главе ячейки РКП стал товарищ, пользующийся большим авторитетом как среди партийцев, так и среди беспартийных. Здесь действуют рабоче-партийный, комсомольский и пионерский клубы, а также кинотеатр. Первый клуб работает 6 дней в неделю. При нем действует драматический кружок, который периодически ставит революционные пьесы, читаются лекции, делаются доклады, издаётся стенгазета, которая вывешивается в читальном зале. Для библиотеки выписываются газеты и журналы. Такая работа повлияла на старообрядцев и особенно на молодежь. Так, среди посетителей кинотеатра (работает 3-4 раза в неделю) до 60 % приходится на старообрядческую молодежь. Изредка бывают и представители среднего возраста и не только в будни, но и под праздники, несмотря на непростительный грех. Посещаемость клуба старообрядцеми доходит до 70-80 %. В клуб приходят даже никогда ранее здесь не бывавшие, «особенно девушки, да таких закоренелых отцов-старообрядцев, что только ахнешь» [1, ф. .52, оп. 1, д. 35, л. 28, 31). В драмкружке участвует 60% старообрядцев. Все они климовцы, что является хорошим примером для других. Среди рабкоров и селькоров стенгазеты имеются так же старообрядцы. Они пишут на антирелигиозные темы. Автор информации пишет, что среди партийцев — уроженцев Климова было 15 человек, среди комсомольцев — 30, среди пионеров — 40. Среди комсомольцев есть сынки таких закоренелых отцов старообрядцев, “что ужас берет” [1, ф. 52, оп.1, д. 35, л. 28, 30]. Очевидно, считает он, домашнее воспитание и обучение в “бабушкиной” школе уже не помогает противостоять проводимой культурно-просветительной работе. Категорично заявляется, что уже никому не остановить молодежь, стремящуюся к свету и знанию. “Ропщут на это попы, качают головами старики, но молодежь идет вперед. С каждым днём все больше и больше пустеют церкви, тогда как раньше они были переполнены. Все меньше граждан и не только молодежи, но и среднего возраста исполняют посты, а многие их совсем бросили. Многие бреют бороды. Курит поголовно вся молодежь” [1, ф. 52, оп. 1, д. 35, л. 30]. Так советская власть внедряла “здоровый образ жизни” среди старообрядцев, которые на самом деле его имели и были более культурны и образованы.
Отношение стариков-старообрядцев к советской власти и революции оставалось критическим. Они считали, что к власти пришел антихрист и настал конец света. Роль антихриста приписывали Ильичу, но большинство указывало на Троцкого. Молодежь сразу пошла за революцией, хотя не совсем ее осознавала [1, ф. 52, оп. 1, д. 35, л. 29, 32].
О Митьковке автор указывает следующее: у молодежи уже закрадывается сомнение в веру в бога; в малой степени работает библиотека; имеется 4 комсомольца, на которых с ужасом смотрят старухи и с восхищением молодежь. Молодежь продолжает ходить в церковь и исправно исполняет посты, хотя можно сказать, что табачок и здесь покуривают. Рабкор делает вывод, что при хорошей культурно-просветительной работе можно “столкнуть” и старообрядческую косную темную массу, воспитайную в веками выработанном и окрепшем религиозном фанатизме и повести ее к свету, знанию и лучшей жизни.
На наш взгляд, более объективно дает характеристику старообрядчеству в своей информации завпедтехникумом (в документе отсутсвует подпись; стиль и орфография сохранены). “За последнее время консерватизм старообрядцев ослабевает… Нет уже такой строгости и привязанности к старине. Молодежь начинает приобщаться к комсомолу. Успешно прививается советская общественность: ОДН, МОГТР, посещение избы-читальни. Нужно использовать это переломное настроение и повести среди них умелую работу… Кстати, нужно изжить наплевательское отношение к старообрядцам — как людям никудышным. Между старообрядцами и окружающим “православным” населением до сих пор веками привитая — неприязнь — нужно изжить и ее… Это касается больше всего Чуровичской волости. Нужно Волкому поставить перед собой задачу, вовлечение граждан села Чуровичи в активную Советскую работу и общественность и путем агитации рассеивать неприязнь между “Москалями” и “Мазепами” [1, ф. 52, on. 1, д. 35, л. 213].