Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Зулейха открывает глаза. Лучше бы не открывала

(Продолжение вашей любимой рубрики «НИАСИЛИЛ»)

«Зулейха открывает глаза»
«Зулейха открывает глаза»

Как прошла премьера сериала «Зулейха открывает глаза» на телеканале «Россия 1»? Я не знаю, ибо НИАСИЛИЛА.

Где-то полгода назад в РБК Стиль вышло интервью с писательницей Гузель Яхиной. Тогда только анонсировали сериал с Чулпан Хаматовой, который должен был выйти уже осенью. В интервью была такая фраза:

Жаль некоторых образов, не попавших в сериал: например, в романе раскулаченных встречает охранник-красноармеец, который улыбается железными зубами, — такой вот образ каторжной Сибири.
Гузель Яхина

Гузель Яхина
Гузель Яхина

А вчера РИА Новости опубликовали еще одно интервью с Яхиной (а она нарасхват), где приводится настоящий афоризм, наиболее точно отражающий показанное телезрителям «России 1» и так и не осиленное мной:

«Немного дерьма не помешает»

(Оказывается, эта фраза часто встречается в текстах Гузели.)

Что ж, сериал вышел – в самый разгар карантина, когда все сидят по домам, и не ознакомиться с распиаренным за полгода проектом вроде даже и непростительно. Площадка и время выбраны идеально: трансляция на гигантскую аудиторию телеканала «Россия 1» в прайм-тайм.

Впрочем, ничто не предвещало беды. Пока критики вручали книге всевозможные премии, а переводчики, как заведенные, переводили ее на другие языки (не скрывать же такое добро!), Гузель Яхина нелепо улыбалась, а Чулпан Хаматова по своей старой привычке делала блаженное лицо.

Газеты и журналы бодро рассказывали о том, как идут съемки, как мэр Казани лично посещает площадку, как художники придумывают планировку бараков в духе ДК Русакова архитектора Мельникова и пр.

«Зулейха открывает глаза». Декорации
«Зулейха открывает глаза». Декорации

И вот звездный час настал. Страна прильнула к экранам, чтобы вкусить заветной отравы. И началось. Блаженное лицо, потом тетка-зомби, как из преисподней, потом избиение в бани до крови. Люди добрые, да что ж вы творите, Пасха скоро, светлый праздник!

Дальше татарский кулак бежит в сарай топором скот рубить – «так не доставайся ж ты никому!» (это чтобы товарищи в колхоз не забрали). Потом избиение жены, потом изнасилование жены – в общем, классика дикого патриархального общества, коими татары были до проклятой коллективизации.

«Зулейха открывает глаза»
«Зулейха открывает глаза»

Тут я выключила, потому что снова (кажется, это уже был третий или четвертый раз за 10 минут) завыл тошнотворный этно-попсовый мотив. Прошло где-то полчаса – и тут я вспомнила многочисленные комментарии сознательных читателей о том, как же, мол, неправильно оценивать фильм, который ты даже не досмотрела до конца.

И правда, некрасиво, думаю: люди старались, сочиняли, снимали, а ты вот так легкомысленно берешь и выключаешь! Короче, посовестилась и решила я, так сказать, дать фильму второй шанс.

Включаю – а там, как назло, опять та же зомби-бабуля с синими линзами, а в углу проходного сарая какие-то люди сексом занимаются (понятно ведь, патриархальное общество, там это, видимо, окей, на глазах у всех).

Через минуту оказывается, что это не татары, а чокнутые комсомольцы, он то ли комбриг, то ли кто, а она феминистка. И тут она процитировала Коллонтай, как по написанному. Александра Михайловна точно в гробу перевернулась! А я выключила и больше не включала.

А какие у вас впечатления? Смотрели, читали? Или не собираетесь?


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡