Недавно увидел я телеролик на заполонившую эфир тему «сидидома». Смысл его сводился к словам: «будь героем – сиди дома». Слова эти, которые показались бы бредом всего несколько лет назад, сегодня отнюдь не звучат, как некий идиотизм. Зачем сидеть дома – понятно: эпидемия на дворе. Но при чём здесь, простите, «герои»?! И почему вдруг «героями нашего времени» объявляются те, кто «сидит дома» и ничего похожего на подлинный героизм не проявляет?!
Очевидно, происходит это потому, что «у каждого времени свои герои».
Когда самозабвенно ломали СССР и всё с ним связанное, поступая с «коммунистическим наследием» в точности так же, как сегодня поляки и чехи поступают с памятниками нашим погибшим на их земле воинам-освободителям, то, помнится, изрядно посмеялись над коммунистической мифологией, порой действительно предлагавшей народу в качестве «героев» весьма сомнительных личностей. Между тем, своя мифология и свои герои есть у любой страны – ибо на их примере и на соответствующих стереотипах поведения воспитываются последующие поколения граждан. И от того, на чём именно их воспитывают, во многом зависит, что получим на выходе и в каком окружении будем завтра жить.
Русская цивилизация всегда имела своих героев, радикально отличающихся от героев цивилизации Западной. Причём, героем этим был, вопреки либеральным байкам, не «бездельник и халявщик» Иван-дурак, случайно поймавший свою жар-птицу. Героями были: «Воин» – защитник родной земли, «Мужик» – трудяга, кормящий и отстраивающий её своим трудом, и «Старец» - моральный и духовный авторитет, умница, способный научить и указать верный путь. Именно эти образы, реализованные в том или ином варианте, веками задавали нормы поведения, которым считалось правильным подражать.
Когда к власти пришли большевики, они не отменили традиционных для народной ментальности героев, а лишь идеологически их подредактировали. В итоге «Воин» превратился в «Революционного матроса», Мужик» стал «Ударником коммунистического труда», а роль «Старца» как духовного лидера, взял на себя «Комиссар». Однако и через эти новые образы подсознательно проступали черты прежних, и потому диктуемые ими поведенческие шаблоны в целом оставались теми же самыми.
Совсем иная ситуация сложилась после 1991 года. На пьедестал были подняты герои совершенно другой – Западной – цивилизации, символизирующие «успешность» и «конкурентоспособность». Это, во-первых, «Купец» - успешный делец в любой области, «сорвавший куш» и тем гарантировавший себе доступ к материальным благам. Во-вторых, условный «Пират» - авантюрист и, по сути, тоже делец, но добившийся успеха «нетрадиционными методами». И в-третьих, «Профессионал» - всех побеждающий специалист, задорого продающий свои услуги представителям первых двух категорий. Чтобы убедиться в этом, достаточно пересмотреть большинство голливудских фильмов, которые регулярно демонстрируют наши телеканалы: во многих из них главный герой относится к одной из перечисленных выше разновидностей.
Надо ли говорить, что пришедший к власти в начале 90-х нынешний господствующий класс через проплаченные СМИ и «деятелей культуры» вбивал в сознание народа, и особенно – молодёжи, те «образцы для подражания», которые формировали общественное сознание нужным ему образом. Я, родившись в СССР, прекрасно помню, как в 60-70-е годы детишки на вопрос «Кем хочешь стать, когда вырастишь?» отвечали – «Космонавтом». Через 20-25 лет, в период «перехода к рынку» отвечали уже: «бандитом» или «валютной проституткой». Да и теперь мечтают быть по большей части – либо «олигархом», либо «фотомоделью» - у этого олигарха на содержании.
В последнее время, правда, по мере примитивизации вкусов до уровня «комиксного» сознания, появляется ещё один популярный типаж «западного героя» - супермен с какими-то экстраординарными на грани волшебства способностями, трансформирующимся телом или невесть откуда облекающими его чудодейственными костюмами, работающий спасателем всех от всего.
Впрочем, и здесь мы видим лишь следующий этап зомбирования массового сознания – полная подмена пусть и спорного, но реального героя на фактически сказочный персонаж. Ибо обыватель должен твёрдо усвоить, что он – обычный человек, а значит - не «герой». Поэтому сам лично он противостоять злу не может и не должен – для этого существуют супермены с суперспособностями, которые в последний момент прилетят и всех от всего спасут. А значит, единственно доступный ему, обывателю, героизм – это «сидеть дома», не высовываться и ни во что не лезть. Ну, примерно, как наши нынешние «карантинные» телеролики учат.
Отсутствие или подмена суррогатами героев, на примере которых строится всё формирование национального самосознания, гордости за свой народ и свою страну – пострашнее любого коронавируса будет. Ибо от заразы всё же можно вылечить, беспамятство же и отсутствие правильных ориентиров приводит к таким страшным и зачастую необратимым для целых поколений последствиям, которые по разрушительной силе своей стоят любой войны и любой «Перестройки». И пантеон своих героев – необходимая часть в процессе воспитания любой нации.
Да, в последнее время у нас хотя бы стали, наконец, снимать фильмы о выдающихся личностях «советской» эпохи. Но, как правило, герои их – артисты, спортсмены и (надо полагать – для «экстрима») космонавты. Наконец-то стали снимать и современные фильмы про Великую Отечественную войну, к некоторым из которых много вопросов, но в целом – это добрый знак. Ибо «чёрно-белое» советское кино молодые уже не воспринимают в принципе. Хотя гораздо актуальней и ближе нынешней молодёжи, как мне кажется, были бы фильмы про реальных героев недавних «необъявленных войн» - в России и за её пределами.
Знакомо ли, например, молодому поколению имя Николая Майданова? Не певца Майданова, а легенды нашей армии - единственного в стране вертолётчика, удостоенного за боевые заслуги звания и Героя СССР, и Героя России. Звезду Героя СССР он получил, воюя в Афгане. Когда вывозил окружённую душманами группу спецназа с высокогорной площадки, взлететь с которой при разреженном воздухе можно было только по-самолётному, с разбега. И это - в перегруженном вертолёте и под обстрелом. Полоска для разбега была короче всех норм – вертолёт фактически свалился в пропасть, и уже падая, сумел набрать винтом нужные для полёта обороты…
Вторую золотую звезду – Героя России - Майданов получил уже посмертно. Воюя в Чечне, где за его голову боевики давали полмиллиона «зелёных», он снова вывозил в тяжелейших условиях из Аргунского ущелья попавшую в окружение разведгруппу. В момент взлёта пуля, срикошетив от приборной доски, вошла ему в область сердца, вторая ударила в шею, повредив важнейшие артерии. Но даже теперь практически уже убитый Майданов не выпустил штурвала и почти довёл вертолёт до базы, умерев от потери крови за несколько минут до приземления… Ни один голливудский сценарист даже в творческом озарении не измыслит подобного сюжета. А вы говорите – «Рэмбо», «Джеймс Бонд»…
Да, «каждое время требует своих героев». И от того, какими они будут сегодня, зависит во многом и то, каким будет оно, наше время. Поэтому, если героями нашими будут и дальше не умирающие за Россию солдаты, не сражающиеся сегодня с риском для жизни с эпидемией врачи, а эстрадные певуны неопределённой сексуальной принадлежности, «задорого продающиеся» спортсмены и путанообразные ведущие скандальных телешоу с миллионами подписчиков - то кого, скажите, на их примере мы вырастим завтра из наших собственных детей? Разве что примитивных обывателей, для которых «сидеть дома и не заражать других» будет единственно доступным проявлением героизма. О том же, кого вырастят из своих детей они – даже подумать страшно.