Скриншоты из аккаунтов TikTok
Массовый переход на дистанционное обучение привел к изобретению школьниками новых способов обмануть систему образования. Ими подростки активно обмениваются в социальной сети TikTok. Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Надежда Озорнина изучила новые формы академического мошенничества.
***
"Мальчики чаще используют стратегии зависания и розыгрыша, а девочки чаще хитрят с домашним заданием", – говорится в сообщении Института образования НИУ ВШЭ.
Один из приемов, которыми пользуются ученики, затрудняющиеся с ответом, является "зависание". Для его имитации ребята намеренно изображают технические проблемы во время видеоурока: замирание, паузы, нечеткое или неполное проговаривание слов.
Нежелание выполнять домашние задания также порождает различные способы обмануть систему. Ученики используют решения из "Готовых домашних заданий", обрабатывая их при помощи специальных программ. Чтобы не писать от руки, ребята пользуются рукописными шрифтами, накладывая затем напечатанный текст на сетку тетрадного листка. Чтобы не выполнять задания на запоминание, ученики создают второй экран или бумажные шпаргалки.
Чтобы прогулять видеоурок, школьники изменяют виртуальный фон в приложении Zoom, записывая заранее видео, на котором они якобы слушают учителя.
"Многообразие способов, придуманных школьниками, говорит о том, что им не очень интересны форматы, придуманные школой. Система образования оказалась в беспрецедентной ситуации, которая вызывает огромный стресс у всех вовлеченных в нее людей. Школа и учителя не могут быстро перестроиться и все вместе придумать новые форматы работы. Однако понемногу идеи, которые могут быть более интересны школьникам, начинают появляться", – отмечают в Институте образования НИУ ВШЭ.
Лучшей реакцией на способы нечестного поведения эксперты называют не ужесточение контроля и наказания, а поиск более увлекательных форматов, снижающих выгоду от мошенничества.