Каждая из этих ошибок, может уничтожить ваш бизнес за считанные дни
За время своей работы с большим количеством предпринимателей в офлайн бизнесе, я очень часто становился свидетелем того, как люди своими собственными руками разрушали свой бизнес в считанные дни. Рекорд был поставлен одним энтузиастом, решившим открыть овощной отдел в составе гастронома. Ровно неделя, и бизнес был полностью закрыт, со всеми вытекающими последствиями. Тогда у меня и возникла идея, собирать своеобразную коллекцию ошибок предпринимателей в офлайн бизнесе. Еженедельно я буду представлять вам хит-парад из 10 основных ошибок которые совершают как начинающие, так и действующие предприниматели. В дальнейшем, на своем канале я буду детально разбирать каждую из ошибок и давать рабочие советы по их исправлению.
10 место. "Все деньги на товар ушли, давай я начну работать, а часть аренды и депозит, позже оплачу". Классическая ошибка большинства ушлых предпринимателей. Прежде чем начать торговый бизнес на арендуемой площади, обязательно заложите в инвестиции сумму на оплату как минимум двух (а лучше конечно трех) месяцев аренды и депозита. Не стоит наивно надеяться на то, что в первые две недели работы вы сможете заработать на оплату аренды, и других обязательных расходах в конце месяца.
9 место. Недостаточное количество оборотных средств может привести к тому, что на полках вашего отдела будет присутствовать минимальный ассортиментный перечень товара. Так вы будете ежедневно терять своих несостоявшихся постоянных клиентов. Придут они к вам, посмотрят на то что в ассортименте нет того, что им надо (но что по идее должно у вас быть), и уйдут к вашим конкурентам. Это психология покупателя, пару раз он не найдет у вас нужный ему товар, и все, больше он к вам ни ногой. Да еще и своим знакомым расскажет, что у вас вообще нет выбора.
8 место. Не полностью изучили и проанализировали трафик, а просто повелись на большое количество людей. Всегда определяйте свою целевую аудиторию среди общего трафика. Вы можете увидеть толпы посетителей в рядом стоящей "Пятерочке", и неверно сделать вывод о том, что они станут вашими клиентами. На деле же может получиться так, что эта самая толпа людей окажется просто фанатами акций ритейла и гурманами продуктов под маркой "Красная цена", а в вашу сторону они даже и смотреть не будут.
7 место. Сетевые соседи не всегда являются показателем успеха локаций. У большинства крупных сетевых компаний, есть такая внутренняя политика - "метить территорию". В процессе ее реализации, они могут становиться в абсолютно невыгодных для торговли местах, просто так, чтобы были. Это надо учитывать и смотреть по количеству чеков у данных сетевиков, а также оценивать общую картину самой локации. Не ленитесь потратить на это пару дней. В дальнейшем я вам расскажу, на каких сетевиков в ритейле стоит равняться, а к каким подходить с опаской.
6 место. Люди заходят, но ничего не покупают. Еще одна классическая ошибка предпринимателя - отсутствие работы с трафиком. Офлайн бизнесу предоставляется уникальная возможность работать что называется, лицом к лицу с потенциальным клиентом. Это не онлайн, где ваш клиент "стоит" перед вами в виде лида, и его еще необходимо провести по извилистым путям воронки. Работайте с людьми, завлекайте их к себе, дарите им эмоции, и тогда они не только купят у вас сегодня, но и будут возвращаться к вам завтра, и приведут еще своих знакомых.
5 место. Жадность как известно, губит некоторую категорию людей. Я до сих пор не могу понять предпринимателей, которые работая со скоропортом держат на него рыночную цену до последнего, и в итоге: списание и убытки. Если у вашего товара подходит срок годности, или он уже завтра может превратиться с совсем нетоварный вид, продавайте его по себестоимости, а возможно и ниже на 10-20%. Это даст вам несколько преимуществ: получите оборотные средства (на которые купите свежий товар), по убыткам от списания выйдите в ноль (либо с малыми потерями), получите лояльных клиентов, которых привлечет акция и возможно параллельно они купят что-то еще. Работайте правильно с товаром.
4 место. Продавец - ваше все. Чтобы бизнес начал правильно работать и не загнулся в первую неделю после открытие, вам необходимо приложить много усилий, для поиска хотя бы хорошего продавца. От продавца иногда зависит до 80% успешной работы вашего отдела/магазина. Не смотрите на его трудовую книжку (если она конечно есть), смотрите на его умение продавать, общаться с людьми, знание продаваемого товара и конечно же человеческие качества. Человек со скверным характером будет создавать проблемы не только вам, но и всем окружающим.
3 место. Открыли бизнес и уже мечтаем делегировать процессы? Попивать коктейли на лазурном берегу море у настоящего предпринимателя просто нет времени. Максимально уделяйте внимание своему детищу. В первые пару недель вы просто обязаны как можно чаще присутствовать на точке (отдел/магазин). Вы сами должны видеть работу вашего продавца, увидеть воочию перспективы развития, что можно улучшить, что необходимо убрать, а что добавить, понять потребности своей целевой аудитории и т.д. Всем этим должны заниматься вы, продавцу на это просто фиолетово. Контролируйте свой бизнес. Я знаю одного предпринимателя, владельца небольшой сети кулинарий, который две недели после открытия очередной точки, стоит за прилавком вместе с продавцом и погружается во все процессы. Так вот, все его шесть точек являются прибыльными, и нет ни одной закрытой.
2 место. Договора аренды/субаренды. Этой проблеме в дальнейшем я посвящу несколько статей, где мы детально разберемся во всех пунктах. Сегодня мы разберем лишь один пункт: дополнительные платежи. С осторожностью относитесь к обязанностям оплачивать коммунальные расходы за пользование общим пространством. Особое внимание стоит уделить электроэнергии, особенно если вы арендуете площадь на территории гастронома, торговой галереи и т.д. Может быть так, что счета за оплату дополнительных платежей будут составлять до 50% от суммы вашей аренды. Недобросовестные арендодатели иногда имеют грешок на этом дополнительно зарабатывать. И тогда, вся ваша фин. модель на окупаемость бизнеса, может рассыпаться как карточный домик. Уходить с объекта уже будет нецелесообразно, ведь вы в него вложились финансово, и возможно у вас уже не хватит денег на то, чтобы открыть точку в новом месте. Договаривайтесь на берегу, требуйте информацию по каким тарифам и формулам рассчитываются доп. платежи, фиксируйте все в договоре.
1 место. В погоне за новой, еще не занятой нишей. Ведь только там можно заработать по-крупному. Именно это обещают вам многие тренинги и курсы по бизнесу. Открою вам один секрет, вы совершаете очень большую ошибку, если начинаете искать еще незанятую нишу. Занято практически все. Для того чтобы вам открыть действительно что-то новое, необходимы просто колоссальные ресурсы. В бизнесе все намного проще. Берите действующую модель той ниши, в которой маломальски разбираетесь, тщательно ее изучите, если она действительно сложная, и начинайте ее улучшать. Делайте свой бизнес конкурентно способным не за счет демпинга цен, работая по спекулятивной модели, а совершенствуйте уже рабочие процессы, добавляйте что-то новое. Именно в этом и заключается настоящее предпринимательство.
Вспомним бум на открытие кофеен. Все они открывались под одну копирку. В итоге, мы получили перенасыщенный рынок, катастрофическую нехватку стоящих локаций, грамотного персонала и т.д. Казалось бы, ниша перенасыщена дальше некуда!!! Но на горизонте появляется "Кофикс", со своей уникальной бизнес моделью и просто разрывает рынок кофеен на части, вырываясь в лидеры. Сегодня мы видим такую картину: где есть "Кофикс", там всегда народ.
Удачи вам в бизнесе, и не забывайте включать голову и менять мышление, когда надумаете зарабатывать больше денег.
Данная статья является исключительно личным мнением автора, которое основано на его личном опыте и наблюдениях. Вы можете быть не согласны с мнением автора, и иметь свою точку зрения.