На краю пропасти.
Во время моего пребывания в Кисловодске, в конце лета, раза три-четыре в неделю, приблизительно с шести утра, бегал я пару часов по горным тропинкам. А по понедельникам, в свой голодный день, убегал на целый день от города, километров на 10-15, там отдыхал, карабкался по горам и возвращался в гостиницу только вечером.
В один из понедельников гора мне попалась «особая» – террасами, со ступеньками из щебня высотой 50-60 см. Поднялся на горку легко. А там – плато с кустарниками, деревьями, цветами, бабочками, кузнечиками, птичками, ящерицами, змеями. Красота! Чистейший воздух! Ласковое солнышко! Хотелось порхать как бабочка, летать как птичка, скакать как кузнечик… Кто там ещё остался? Ящерица и змея. Но ползать на брюхе не хотелось. Погулял пару часиков, решил спуститься с горы вниз к роднику, напиться. Шагнул с горы на нижнюю ступень одной ногой, а нога провалилась, съехала по щебню вниз, другая нога ещё на верхней ступеньке осталась, зацепилась. Мой центр тяжести ушёл за площадь опоры, и я полетел кувырком вниз! Кошмар! Знаю, что метров через тридцать будет отвесный 5-7 метровый обрыв! Если просто спрыгнуть с такой высоты – это не трудно, не так опасно. Но падать с него кувырком – это совсем другое дело! Смогу ли выкрутиться, приземлиться на четвереньки? Склон горы слишком крутой. Я катился с него как перекати-поле. Старался цепляться, чтобы не срываться, и в то же время расслабляться, чтобы не отскакивать мячиком. Слава Богу, каким-то чудом удержался в паре метров от края обрыва. Вспомнил о ящерицах и змеях: не хотел, ползать на животе как они, но провидение оказало мне «щедрую» услугу – пришлось пресмыкаться аж всеми частями тела! Я отделался лёгким испугом, без переломов, вывихов, растяжений. Ободрал бок, спину, колени, локти. Понял, что без длинной палки на таком спуске не обойтись. Поднялся на вершину. Отлежался, размышляя о прелестях этой ситуации. Приятно бегать в кроссовках и спортивных трусах в тёплую погоду, но лететь кувырком с горы по щебню в таком полуобнажённом виде это точно неприятно! Если посмотреть на меня со стороны, вид был ужасающий: можно было подумать, что с меня содрали кожу, как говориться, с головы до пят, потому что кровь из мелких ран растеклась по всему телу. В общем, ничего страшного не произошло. По понедельникам я гулял по горам с расчётом вернуться в гостиницу к концу светового дня. Сегодня мне необходимо было как можно быстрее отправиться в путь, потому что когда мои болячки засохнут, будет больно сгибать ноги в коленях, особенно на этом крутом спуске. Нашёл подходящую ветку по форме как костыль метра два длиной, обломал её как нужно. Стал спускаться: сначала опираюсь палкой в нижнюю ступень, потом опускаю одну ногу и ставлю её на эту ступень; потом опускаю другую ногу и ставлю её на ту же ступень, а затем опускаю палку на следующую нижнюю ступень и т. д. Хотя это долгий и нудный процесс, зато верный – так не потеряешь опору, не свалишься, не скатишься по щебню вниз. Спустился к роднику, отмылся, напился. Побежал в гостиницу.
Прелести ада.
Солнце приближалось к зениту, было очень жарко. Потел хоть и не сильно, но ободранная кожа на спине, локтях, коленях нестерпимо щипала. Успокаивал себя: «Терпи, грешник, это цветочки, то ли ещё будет! У тебя появилась счастливая возможность слегка потренироваться и прочувствовать некоторые прелести ада, такие как кипение в котле или поджаривание на сковородке!» С такими бредовыми мыслями и «нежными» ощущениями я очень быстро прибежал в гостиницу…
Пастухи – серьёзный народ.
Во время пробежек я иногда встречал конных пастухов со стадами, беседовал с ними. Они пасли породистых английских лошадей, коров, овец. Сложно и трудно пасти такое стадо, так как животные передвигаются с разной скоростью, разбредаются в разные стороны. Лошадей они выращивали очень дорогих для продажи заграницу. Спросил : «Как же без оружия можно пасти таких ценных животных?» Они ответили: «Почему без оружия?" – и показали мне и ружья, и пистолеты. И тогда я задал неудобный для них вопрос: «И как часто применяли оружие?» Они с неохотой уклончиво ответили: «Нас шесть взрослых братьев, нас уважают, у нас не воруют. Правда, прошлой осенью один всадник затащил овцу к себе на лошадь, хотел увезти её. Мы нагнали его – пацан какой то, пальнули по нему два раза дробью из ружья. Он бросил овцу, ускакал, мы не стали его догонять. Он своё получил, будет дробь выковыривать из своей шкуры, а для других разбойников это будет наука, что с нами такие дела безнаказанно не проходят. А с возвращённой овцой ничего плохого не случилось». Ещё спросил их: «Не опасно ли мне бегать вот так, одному, по горам?» Мне они сказали так: «Отдыхающие гуляют хоть в Кисловодске, хоть в горах в любое время суток, никто их не обижает. Всё дело в кавказском гостеприимстве. Ну и мы, местные жители, получаем хороший дополнительный доход от отдыхающих, поэтому всё делаем, чтобы приезжим было уютно и безопасно находиться здесь, чтоб они приезжали к нам чаще, и знакомым советовали приезжать сюда.
Узнал, что они кушают, когда пасут стадо. В основном это хлеб, сыр, зелень, сушёные фрукты, пьют чай. Иногда кушают сушёную говядину, варёную баранину, творог, кислое молоко.
Следы Снежного человека
Однажды, как обычно, я выбежал из гостиницы. Минут через десять пошёл сильный дождь. Через полчаса, в семи километрах от города, между сливовым и яблоневым садом, на глинистой дороге, ведущей круто в гору, я увидел два отпечатка от огромных человеческих стоп, каждая как мои две в ширину и две в длину. Они вели из сливового сада в яблоневый. Остановился, обследовал сливовый сад, под деревьями обнаружил подобие лежанки из сена. Потом обследовал яблоневой сад, там нашёл сильно притоптанное место под яблоней и оборванные с неё яблоки на высоте свыше трёх метров, всё это – и большие размеры лежанки в сливовом саду, и огромные следы на дороге – навели на мысль, что здесь был Снежный человек. На следующее утро привёл туда товарища показать огромные следы, но их размыло дождём, и что-либо утверждать о Снежном человеке не было оснований.
Трое суток без еды.
Пришла пора мне голодать трое суток. Решил осуществить это мероприятие в горах.
Моя повседневная одежда для бега в тёплое время года: кроссовки, носки, плавки, спортивные трусы, повязка на лоб, часы. Но для такого мероприятия с ночёвками на природе пришлось взять сумку через плечо, куда уложил дополнительно шерстяной и болоньевый костюмы, полотенце, мыло, бутылку с водой 500 мл, складной стаканчик, спички, нож, книжку, тетрадку, шариковую ручку, карандаш. В воскресенье в 17 часов ужин, в 22 часа отбой. Потом сон. Подъём в 5 часов 55 минут уже понедельника.
Проснулся. Собрался и побежал. Через пару часов остановился, сделал зарядку, растяжку. Потом часов шесть гулял по горам, наслаждался природой, пил воду из родников, загорал на травке, читал книгу. Побежал дальше. Встретил знакомых пастухов. Они расположились на обед. Предлагали мне пообедать с ними. Я сказал им, что трое суток кушать ничего не буду, только пить воду. Они удивились, а я им объяснил, что если каждую неделю, в течение хотя бы шести месяцев одни сутки голодаешь, потом не тяжело будет и трое суток поголодать. Голодание, при грамотном подходе, положительно сказывается на здоровье людей. При многолетней тренировке голодание можно довести до десяти дней и это пойдёт на пользу любому человеку. Но больше чем десятидневное голодание требует специальных знаний в этой области. В научных кругах из-за недостатка достоверных данных не могут что-либо утверждать по этому поводу. Каждый человек выбирает по своему уразумению, сколько суток голодать, но больше десяти суток могут позволить себе немногие, только очень тренированные люди, я не из их числа.
Спросил пастухов о Снежном человеке. Они, переглядываясь, с загадочными улыбками сказали, что он есть где-то выше в горах, но они его никогда не видели. Пастухи закончили свою трапезу. Мы распрощались. Они поскакали собирать стадо, а я побежал дальше, к Медовым водопадам.
Вдалеке я увидел вагончики-теплушки. Когда приблизился к ним, ко мне с предупреждающим лаем подбежали пять огромных лохматых кавказских овчарок. Пошёл пешком, чтобы не провоцировать собак к нападению. Спокойно, командным голосом кричу: «Тихо! Свои! Всё! Тихо!» Медленно иду к вагончикам, внимательно слежу за собаками, не упускаю ни одну из виду, чтобы никакая из них не укусила меня исподтишка. Они обычно кусают тогда, когда на них не смотрят. Овчарки бегают вокруг меня, лают, постепенно успокаиваются. Вышел мужик из вагончика, крикнул на собак, они утихли, убежали к нему. Я поздоровался с мужчиной, спросил, как пройти к Медовым водопадам. Он объяснил мне, пожелал доброго пути. Я поблагодарил и тоже пожелал ему всего хорошего. Пошёл шагом, чтобы не волновать собак, так как они часто начинают преследовать убегающих. Это у них охотничий инстинкт, могут догнать и в лучшем случае покусать. Собаки не обращали на меня никакого внимания. Медленно, оглядываясь на собак, начал переходить с ходьбы на бег. Прибежал к водопаду.
Говорят, водопады завораживают, на них можно смотреть бесконечно. Действительно, засмотрелся, расслабился, потерялся во времени. Скоро ночь, пора бежать, искать ночлег. Везде по склонам гор стоят стожки сена. Самое подходящее место для ночёвки! Минут через сорок бега вдруг резко стало темно и холодно. Я совсем забыл, что в горах нет сумерек, как на равнине! Свой промах пришлось свалить на магию волшебного водопада… Быстро надел шерстяной костюм, сверху него болоньевый. Залез под стог. Согрелся. Заснул.
… – или Царевна?
Среди ночи чувствую, кто-то ползает по ногам. Поджать ноги не могу, кругом сено. Только поднимал и опускал их слегка. Тревожная мысль поселилась в голове: это змея! Или змеи? Лежу, прислушиваюсь, шуршит кто-то. Пошевелюсь – шуршание удаляется. Только засну – опять по ногам кто-то ползает... Опять шевелюсь. Ближе к рассвету холодный воздух начал спускаться с гор и стал продувать стожок с моей стороны. Нужно было бы с вечера лечь с другой, нижней стороны стога. Сейчас перебираться поздно, снаружи роса, сыро. Чтоб не замёрзнуть, пришлось лёжа на спине пресс качать, насколько позволял потолок из сена: то ноги понимал, то туловище. В общем, поддерживал тепло работой собственных мышц. Не скучал, но замучился, и клонило в сон. Когда солнце обсушило траву, я выбрался из-под стожка. Снял костюмы, расстелил на травке, лежу, греюсь на солнце, даже задремал. Вдруг почувствовал какой-то шорох рядом с собой и увидел, что на штанине болоньевого костюма лежит и греется огромная серая ящерица! Вот кто меня пугал ночью! Если б знал, не прогонял. Поругал я её: "Ах ты, зараза такая!" Она поморгала мне, пошевелилась, но никуда не убежала. И я не стал шевелиться, чтобы не вспугнуть её, и быстро заснул. Проспал минут сорок. Когда проснулся, ящерицы уж и след простыл. Она оказалась культурной, заботливой: не стала будить своего ночного соседа, чтобы попрощаться, уползла по своим неотложным делам, не потревожив бездомного бездельника. Возможно, это была заколдованная Царевна-ящерица! Как я не догадался её поцеловать? На обратном пути, если я её встречу, уже не оплошаю! Собрался, попил водички из бутылки и побежал дальше, ещё выше по тропинке в гору.
После беспокойной ночи бежать было тяжело, но через полчасика прогрелся, появилась лёгкость. А ещё через час лёгкость закончилась, да и тропинка пошла круче вверх. Ноги приходилось поднимать выше, не было расслабления, отдыха. Сосало под ложечкой, хотелось кушать. При моём еженедельном суточном голодании организм в это время привык получать пищу. Отсчитал последние четыре тысячи пятьсот шагов (если считать шаги на левую ногу, да при моей медленной скорости около 10 км в час, да ещё в гору, это приблизительно получается 5 км). Остановился, сделал зарядку. Нашёл родник, напился, налил воды в бутылку про запас и пошёл гулять по горам. Нагулялся. Отдохнул. Пора бежать обратно. Думал, под горку буду бежать легко и быстро, но от постоянных подъёмов да из-за голодания ноги очень устали и, как я ни старался, не подчинялись моим усилиям. Бежал как на костылях! Через часок бега прогрелся, бежать стало легче, и ещё через сорок минут прибежал к своему стожку сена. Заколдованной Царевны нигде не было. Вдруг, если осторожно залезть в стог, она меня там ждёт? Вместе-то теплее будет! Но решил не рисковать и пошурудил стожок, ведь там могли оказаться ещё и змеи-Царевны, не знакомые со мной и к тому же ядовитые! Забрался в сено теперь уж с нижней стороны стожка. Царевна ночью ко мне не пришла, не осчастливила, так сказать. Зато никто не мешал мне отдыхать. Проспал всю ночь, как убитый. Утром Царевна тоже не объявилась… Не дождавшись её и возможного своего счастья, побежал к гостинице. Опять любовался красотами Медовых водопадов. Всё думал: может это падающая вода завораживает и такие сказочные мысли навевает? Собак не встретил, знакомых пастухов тоже. Тропинка всё время шла под горку, но бежать становилось всё тяжелее: углеводы и жиры давно закончились, мышцам не хватало питания, они разрушались, питались своими старыми клетками. Ноги были не такие упругие. Бежать быстрее 12 км в час, просто не хватало сил, хотя дыхалка и сердце работали без каких-либо неудобств. До гостиницы оставалось километров 12. Сделал остановку часов на пять. Напился, поспал пару часиков, погулял без приключений. Подвёл итоги бега. За первый день пробежал 24+10+8=42(км). За второй день 20+20=40(км). За третий день 8+22, и останется ещё 12, всего будет 42 км. Итого 124 км за три дня. Расчёт приблизительный, но всё же не меньше 120 км… Часам к четырём вечера прибежал в гостиницу, встал на весы: 55,1 кг. А в воскресенье в 21ч. 00 мин было 57,7 кг. Разница 2,6кг! Отмылся в душе, сделал зарядку с основательным растягиванием. Кое-что читал, учил. Вспоминал необычные и очень приятные приключения моего похода в этих гостеприимных горах. На следующее утро, в четверг, сделал зарядку, помылся, повалялся, попил водичку. Трое с половиной суток голодания подошли к счастливому концу. Наступила пора запускать в работу желудочно-кишечный тракт. Пожевал капусту, морковку. Гулял по городу, пил минералку из источников. Пришёл в гостиницу, пил зелёный чай с мёдом. Потом всякие занятия. Съел яичницу из двух яиц, хлеб, салат, огурцы, зелень, подсолнечное масло.
Жизнь продолжалась, шла своим чередом изо дня в день, из недели в неделю, из …
Встреча со Снежным человеком.
В свои последующие пробежки я не раз встречал знакомых пастухов. Как-то сказал им, что через неделю уезжаю. Тогда-то молодой пастух и решился рассказать мне правду о Снежном человеке. Просто он знал, где и когда я бегаю, и решил подшутить надо мной. Однажды он, стоя на лошади, оборвал все высоко висящие спелые яблоки с одной яблони в саду. Оставил там лошадь, пошёл в сливовый сад и сделал большую лежанку из травы и сена. Потом пошёл на дорогу и вылепил два огромных человеческих следа, ведущих в сторону яблоневого сада. В саду разровнял, притоптал следы от лошадиных копыт сел на лошадь и ускакал. С горы он видел, как я бежал в сторону садов, потом наблюдал, как я прибежал к его декорациям и осматривал их. А когда в следующий раз при встрече с пастухами я расспрашивал их о Снежном человеке, они еле сдерживались, чтобы не рассмеяться!
***
Вот такие тёплые воспоминания нахлынули на меня в период самоизоляции – об интересном и полезном отдыхе в горах Кавказа близ города Кисловодска. Хочется верить, что меня там иногда тоже с теплотой вспоминают ласковые горы, волшебные водопады, гостеприимные пастухи, умные собаки, доверчивые ящерицы… и, конечно, Царевна-ящерица, которая ждёт своего принца…
Может быть, когда-нибудь…