Парк Богословка под Питером напоминает визуально Кижи. Посвящен деревянному зодчеству. Наибольшее внимание привлекает вот эта церковь. Когда-то она стояла в селе Анхимово Вологодской области.
Изначально, в 1708 году, ее построили без фундамента, и она начала оседать, поэтому в 1793 году ее разобрали и поставили на фундамент.
Службы в церкви шли до революции, а во время революции, конечно, прекратились. В 1948 году была попытка духовенства возобновить службы, но успехом она не увенчалась, и в 1949 году церковь стали использовать под хозяйственные нужды.
А в 1956 году случилось то, благодаря чему мы до сих пор можем любоваться этим деревянным шедевром. Церковью заинтересовался Александр Викторович Ополовников, настоящий бог реставрации тех времен. Он тщательно произвел замеры церкви, изучил ее мельчайшие детали и сделал множество фотографий. Реставратор в своих записях отметил, что, к сожалению, церковь пострадала больше от сознательных разрушительных действий людей, чем от времени и природы.
Одновременно с замерами и изучением Анхимовской церкви шла реставрация одной из Кижских церквей. Был поднят вопрос о том, чтобы после завершения реставрационных работ в Кижах начать реставрацию Анхимовской церкви.
Но этим планам не было суждено сбыться. В 1963 году церковь сгорела.
Мне страшно представить, что испытал Ополовников, узнав эту новость. Уникальный объект, на изучение которого было потрачено столько сил, превратился в пожарище.
Церковь запиралась на замок, но в нее легко можно было проникнуть через окна, что и делали периодически любители выпить. 21 октября 1963 года попойка закончилась трагически для церкви. Выжили ли те люди, пьянствовавшие в церкви, не известно.
Если бы не пожар, то вполне возможно, что Анхимовская церковь затмила бы собой такую популярную Кижскую, так Кижская младше на 6 лет.
При этом реставраторы говорят, что Анхимовская церковь имеет полную стилистическую идентичность с Кижской церковью. Есть даже предположение, что обе церкви выполнялись одной и той же артелью плотников.
Пережив это несчастье, Ополовников составил план восстановления всех сгоревших конструкций церкви. Но его план оказался невостребованным. Он ждал разрешения на начало реставрации, но разрешения всё не было. В 1994 году реставратор умер, так и не дождавшись начала того, над чем работал часть жизни. Все его замеры, чертежи, фотографии, пошаговые планы, необходимые для реставрации, остались у его дочери Елены.
И всё-таки труд и воодушевление Ополовникова не пропали даром. В 2002 году группа реставраторов решила воссоздать так трагически погибшую церковь. Воссоздавать решили не в селе Анхимово, а под Петербургом, на берегу Невы. Они обратились за помощью к Михаилу Исаевич Мильчику. Почему именно к нему? Этот человек также, как и Ополовников, неоднократно видел церковь вживую до пожара и занимался ее замерами. Это было очень важно, так как для него церковь была не бестелесной схемой на бумаге, а шедевром, которым он интересовался и о котором знал многое. Мильчик в свою очередь обратился к дочери Ополовникова, ведь у нее был богатейший архив чертежей отца. Она предоставила их реставраторам с условием, что ей будет доступен надзор за воссозданием церкви. Она, также как и отец, интересовалась деревянным зодчеством, и архивы отца были для нее не просто бумажками. Она понимала всю их ценность.
В 2007 году церковь, наконец, была полностью воссоздана.
Думаю, Ополовников, так увлеченно и кропотливо изучавший церковь, был бы счастлив узнать, что его детище наконец-то восстановлено.
Как житель посёлка Новосаратовка купил старый Володарский мост за 100 тыс рублей.
Стеклянные шары, в которые навечно запаян воздух прошлых веков.
Как я спала зимой в -25 грудусов на снегу.