Найти тему
CoolConnections

Не выходя из комнаты

Оглавление

7 важных фильмов, в которых сходят с ума в замкнутом пространстве

Шедевры клаустрофобии – в диапазоне от Романа Поланского и Райнера Вернера Фассбиндера до Эльдара Рязанова и Квентина Тарантино.

Изоляция, ставшая вдруг центральным событием повседневной жизни и в считанные дни заменившая (если не уничтожившая) привычный культурный слой, может травмировать не меньше вирусной инфекции. В этом материале нет фильмов, герои которых насильственно лишены свободы, но и без тюремных заключений и домашних арестов пребывание в замкнутом пространстве приводит к своеобразным последствиям. Вот несколько примеров того, как крупнейшие режиссёры мира разрабатывали тему.

1. «Верёвка» / Rope

Альфред Хичкок, США, 1948

-2

Экранизацию одноименной пьесы Патрика Гамильтона вспоминают в любой хрестоматии по истории кино – в первую очередь, как впечатляющий формалистический эксперимент. Невероятный Хич снял фильм о парочке убийц, задушивших однокурсника верёвкой, будто бы одним планом. На самом деле, нет (как и «1917») – такая съёмка была технически невозможна из-за ограничения длиной бобины 35-миллиметровой плёнки (снимать непрерывно можно было только 11 минут). Но монтажные склейки «замаскированы»:

почти полное ощущение того, что события происходят в реальном времени, и камера работает без остановки.
-3

Вдохновленный реальным уголовным делом фильм об убийстве из «спортивного интереса», точнее, квазиницшеанских побуждений (эстетствующие преступники хотят доказать себе, что «право имеют», и, не ограничившись только «идеальным убийством», собирают друзей, родных и невесту жертвы в квартире, где спрятан труп) не нашёл понимания у современников. Хичкоку досталось за формализм, повлёкший холодность и уничтоживший саспенс. Толика правоты в такой критике есть, «Веревка» – из тех фильмов Хичкока, что более-менее щадит наши нервы. Но Ницше с ним, с саспенсом, когда есть такая, почти удушающая атмосфера;

лофт на Манхэттене, снятый в специальной студии с передвижными стенами и муляжами небоскребов за окном, – комфортабельная ловушка, из которой не выбраться уже не только бедному Дэвиду Кентли. Сама локация становится приговором.

2. «Гараж»

Эльдар Рязанов, СССР, 1979

-4
Рязанов похож на Хичкока – как минимум, в двух пунктах: телосложением и непременным эпизодическим появлением в каждом своём фильме.

«Гараж» – самая зловещая работа великого комедиографа, здесь между смешным и жутким нет никакого социального дистанцирования. Сотрудники НИИ «Охраны животных от окружающей среды», запертые на заседании пайщиков гаражного кооператива «Фауна», быстро превращаются в агрессивных зверей. А повод – никчёмный: выбрать четырёх бедолаг, чьи гаражи не впишутся в новый, скорректированный строительством шоссе, план. Трезвый, умный, злой фильм, после которого странно удивляться некоторым метаморфозам человеческой природы. Кстати, как и «Верёвка», инспирирован реальными событиями – заседанием гаражно-строительного кооператива на «Мосфильме». Всё, увы, правда.  

3. «Китайская рулетка» / Chinesisches Roulette

Райнер Вернер Фассбиндер, Германия – Франция, 1976

-5

Одна из самых жёстких работ на тему семейных ценностей и семейных отношений, эхо которой можно расслышать в популярной итальянской комедии «Идеальные незнакомцы». На пятничном ужине в замке супруги Герхард и Ариана Крист непредсказуемо оказываются в сложной компании – своих любовников. Богатая буржуазия умеет сохранять лицо и обаяние в любых ситуациях, и всё бы, возможно, прошло без эксцессов, если бы не появление полупарализованной дочери Кристов с обманчивым именем Анджела. Девочка выступает в роли дьявола-искусителя, предлагая собравшимся провести досуг за «китайской рулеткой» – игрой в беспощадную правду, дающей возможность задавать любые вопросы и говорить в лицо собеседнику всё, что о нём думаешь;

кто сорвётся, тот проиграл.
-6

Фассбиндер снимал про «позолоченную гниль», глубинную дегенерацию общества, только выглядящего респектабельным. Получился же вневременной, не привязанный к социальным реалиям Западной Германии 1970-х и весьма пессимистичный портрет людей, рискнувших «копнуть поглубже» в себе и близких.

До чего докопаемся в (само)изоляции мы – большой вопрос, ответ на который ещё будет дан в фильмах будущего.

4. «Отвращение» / Repulsion

Роман Поланский, Великобритания, 1965

-7

Катрин Денев – в роли Кэрол, молодой, прекрасной, желанной и абсолютно безумной сотрудницы салона красоты. Важно, что Кэрол, чья внешность радикально расходится с поведением (героиня – нелюдима, раздражительна, замкнута и подвержена тревогам и фобиям), – чужак, девушка с континента, живущая в Лондоне; чувство дискомфорта и тотального разлада с окружающим миром – ключевое для всех фильмов Поланского.

Кульминация фильма – финальные сорок минут, когда Кэрол, убившая своего незадачливого ухажёра, остаётся одна дома, наедине с кошмарами, буквально вырывающимися из стен съёмной квартирки.
-8

«Квартирную» тему Поланский продолжит «Жильцом» и «Ребенком Розмари» – поэмами паранойи и ускользающей из-под контроля реальности.

Но именно «Отвращение» приобретает шокирующе актуальное звучание сегодня.

«Что-то ты и впрямь не очень выглядишь, – пытается взбодрить подругу смешливая коллега. – Это что, из-за того мужчины, с которым я тебя видела?» – «Нет, я ни в кого не влюблялась» – «Чем же ты занималась три дня?» – «Да ничем, я была дома». – «Ну нет, так любой на стенку полезет». Звучит жутко. И главное, совету коллеги – погулять, развеяться, сходить в кино – последовать пока невозможно.

5. «Премия»

Сергей Микаэлян, СССР, 1974

-9

Не самая известная классика отечественного кино – страстная социальная драма, в которой демонстративный отказ рабочих от премии граничит с бунтом против системы. Честный бригадир Василий Потапов (Евгений Леонов) превращает рядовое заседание парткома строительного треста в бескомпромиссный разговор об изъянах планового хозяйства. Поддержанный, впрочем, благородным секретарем парткома Соломахиным (Олег Янковский), который понимает, что рабочие не сошли с ума: за их «заскоком» – желание привлечь внимание к нездоровой обстановке и дурной организации труда. Снятый буквально в четырех стенах фильм держит внимание сильнее многих триллеров;

все противоречия, изъяны и надежды СССР – в одной комнатухе полубарачного типа.

6. «Омерзительная восьмёрка» / The Hateful Eight

Квентин Тарантино, США, 2015

-10

Самый мизантропичный фильм Тарантино, издевательское упражнение на тему «беспристрастный суд – существует ли он?», клаустрофобический вестерн-детектив, переполненный уже даже не бесславными, а кончеными ублюдками. В площадку их сопровождающейся многочисленными смертями изоляции превращается салун, отрезанный от прочего Дикого Запада снежным бураном. Впрочем, витальный гений Квентина находит кайф даже в омерзительной компании и крайне недружелюбной локации.

Уже то, как горит запечатлённый на 70-миллиметровую кинопленку огонь в масляных лампах, выглядит светом надежды.

7. «12 разгневанных мужчин» / 12 Angry Men

Сидни Люмет, США, 1957

-11

Завершает наш несколько депрессивный (как и вся текущая ситуация) список классическая судебная драма; единственный из присутствующих здесь фильмов, где необходимость не выходить из комнаты – зала, где присяжные собираются для вынесения вердикта – приводит к восстановлению справедливости.

Редкий случай, когда решение остаться взаперти было правильным.

Автор: Вадим Рутковский, журнал CoolConnections