Как надрессировать взрослую обезьяну? Никак! Есть такая пословица: "Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит". Понятие "дрессировка" у нас плотно ассоциируется с собаками, поэтому на примере собак всё будет очень понятно.
Чем отличаются собаки разных пород, если не брать в расчёт физические размеры, агрессивность и длину шерсти? Собаки отличаются способностью к дрессировке. Вы можете найти массу популярных статей, которые оценивают интеллект собак по их способности запоминать и выполнять команды, но такой подход вводит в заблуждение. Всем кажется, что немецкая овчарка - одна из самых умных собак, в то же время кавказская овчарка, которая за палочкой бегать не станет, воспринимается как глупая или даже тупая. Однако, если вы попробуете надрессировать волка, то у вас вряд ли что-то получится. При этом интеллектуальные способности волка гораздо выше, чем у собаки.
Как же так получилось, что одни собаки дрессируются лучше, чем другие? Дело в том, что способность к обучению напрямую зависит от психологического возраста. Так например, взрослая немецкая овчарка психологически равна 3-х месячному волку. То есть, по сравнению с волком любая собака является психически недоразвитой. Собака по своему характеру является щенком волка, а потому она склонна к послушанию, т.к. воспринимает хозяина в качестве вожака. Аборигенные породы собак (породы, образовавшиеся естественным путём) более самодостаточны и склонны к проявлению характера. Часто такие породы в момент полового созревания пытаются оспорить место хозяина в стае. К аборигенным породам относятся среднеазиатские овчарки, кавказские овчарки, лайки и многие другие. Охотничьи собаки должны сами принимать решения при работе по зверю, поэтому таксы, например, очень часто кусают своих хозяев. Хаски и маламуты имеют другую крайность - они независимы от хозяина, а потому могут легко убежать и потеряться.
Немецкая овчарка - это практически самая инфантильная собака. В отличие от ротвейлера, который в пылу агрессии с трудом контролируется своим хозяином, овчарка каждое своё действие сверяет с реакцией хозяина. Овчарка - это вечный щенок. Именно поэтому она дрессируется лучше большинства других пород собак. Ротвейлер тоже дрессируется хорошо, но может проявлять упёртость и самостоятельно принимать решения. Кавказская овчарка ещё будучи щенком может игнорировать любые попытки хозяина привлечь её внимание, потому что хозяин ей не настолько интересен, чтобы она отказалась от своих собственных интересов.
Собака считает себя частью стаи и не стремится к проявлению своей индивидуальности, когда находится в пределах стаи (человеческой). Когда собака сталкивается с внешним миром, то её воля к жизни проявляется даже в том случае, если внутри стаи собака - щенок. Например, немецкая овчарка, которая с членами семьи совершенный друг человека, по отношению к внешнему миру может быть в то же время абсолютно агрессивной.
Но вернёмся в людям. Что же не так с современной молодёжью?
Дети до момента полового созревания не задаются вопросом самоидентификации. Они не спрашивают: "Кто я такой? и зачем я живу?". Ответ на эти вопросы для них содержит поведение родителей. Кто я такой? - я ребёнок своих родителей, центр их направленного внимания. Зачем? - чтобы получать необходимое и желаемое. То есть, в мировоззрении ребёнка вся форма его жизни организована родителями, и в зависимости от способностей родителей он живёт либо хорошо, либо не очень хорошо в сравнении с теми, чьи родители могут обеспечить больше удовольствия для своих детей.
В подростковом периоде у детей появляется ощущение, что они хотят нечто большего, чем могут обеспечить родители. Более того, дети больше не хотят следовать исключительно родительским наказам, а хотят самостоятельно определять свою жизнь. В идеальном случае ребёнок больше не даёт послаблений родителям и отвоёвывает всё большее жизненное пространство. Подобным же образом домашняя собака отвоёвывает право лежать на диване или попрошайничать во время человеческой трапезы. Данное один раз право залезть на диван, гарантированно неизлечимо. Собаки - логичные животные. Если один раз можно, то и все последующие разы можно, ведь в мировоззрении собаки нет видимых причин для отличия первой ситуации от всех остальных. Подросток ровно таким же образом обретает право на свою самостоятельность. Он неизбежно задаётся вопросами: кто я такой? кем я хочу быть?
К определённому возрасту, в среднем годам к 17-20 подросток обретает субъектность. С этих пор жизнь находится в его собственных руках, а некоторые уступки родителям являются лишь следствием материальной зависимости. В этот период появляется большое желание иметь собственных доход, чтобы не зависеть ни от кого. По крайней мере, избавление от необходимости слушать родителей и учителей, которые являются единственной властью над человеком до определённого возраста, есть то, что даёт ощущение свободы. Конечно, в дальнейшем понимание того, что свобода от родителей - это не есть свобода, потому что появляется глобальная зависимость от устройства системы - от работодателя, полученного образования, системы здравоохранения, МВД, экономики страны, политического устройства и т.д.
Осознание того, что родительский дом был самым искренним, надёжным источником власти, и целью этой власти было лишь благо для ребёнка, создаёт определённую трудность. Во-первых, в детство вернуться нельзя. Во-вторых, первая борьба за самоактуализацию привела к тому, что увеличилась ответственность за собственное существование, добавилась некоторая часть свободы в определении своего поведения, но в общем, ситуация стала гораздо сложнее, т.к. ограничений в каком-то смысле (в том смысле, в котором раньше не было даже самого этого смысла) прибавилось.
Таким образом, первый случай освобождения не был освобождением, хотя и был необходим.
Дальнейшая борьба за субъектность, очевидно, принесёт ещё больше ответственности и ограничений. Страх перед тем, чтобы избавиться от ещё одного уровня власти, который определяет не столько твой способ существования, сколько твой способ мыслить, останавливает большинство людей, превращая их в конце-концов в отупевшего исполнителя чужой воли. В качестве оправдания отказа от своей субъектности используется метафора: "Родина там - где жопе тепло!". Человек вжился в роль раба и его вполне устраивает стабильность во всём, хотя первый опыт борьбы за свободу оставил некоторую привычку высказываться против начальника, власти и устройства мира вообще. Но это лишь разговоры, которые чаще всего являются лишь оправданием своего рабского способа мыслить.
Насколько удобен такой гражданин для государства? Вероятно, не совсем удобен, ведь он испытывает внутреннее недовольство от осознания отказа от собственной субъектности взамен на стабильность. Гораздо удобнее для использования человек, который не будет испытывать ощущение отказа от субъектности. Это значит, что развитие человека нужно остановить на уровне, который находится перед обретением субъектности, т.е. до возраста полового созревания. Конечно, физиологически человек всё равно перейдёт этот рубеж, но отставание в психическом развитии сделает его лишь более нервным, но не позволит озадачиться вопросом о самоидентификации.
И так как родители всё-таки не мечтают об инфантильном ребёнке, который будет висеть на их шее до старости, то роль родителей должна быть плавно подменена. Ребёнок постепенно оказывается во внешнем мире, по отношению к которому он испытывает всё те же чувства, как и по отношению к собственной семье. Он думает, что окружающая действительность служит удовлетворению его потребностей и заботе о его существовании. Ребёнок не вникает в то, как живут его родители, его заботит лишь то, как его родители обеспечивают его собственное существование. Точно такое же отношение ребёнок испытывает к системе государственного устройства. Условно говоря, система здравоохранения, полиция, работодатель и даже президент - в совокупности представляют собой новую МАМУ, которая заботиться о здоровье, подсказывает, что нужно делать и как правильно думать, и если следовать этим простым правилам, то МАМА обеспечит тебя всеми игрушками и развлечениями, которые ты заслужил.
И никакой, т.е. СОВСЕМ НИКАКОЙ проблемы с самоактуализацией у такого человека не возникнет. Не возникнет никакого сомнения ни в чём. Просто - делай, что говорят, и получишь заслуженные ништяки!
Вопрос в том, как не позволить человеку зародить понятие о собственной личности?
Все животные обладают тем, что описывалось Павловым, как инстинкт: "Что такое?". Животные с самого рождения пытаются познать окружающий мир. Человек отличается от обезьяны лишь в том, что он сумел обратить этот инстинкт так же и на самого себя, задавшись вопросом: "В чём смысл моей жизни?". Задаться таким вопросом можно лишь в том случае, если обладаешь способность к понятийному мышлению. То есть, если у животного есть понятия о непонимании чего-то, происходящего вокруг, то каждая ситуация, в которой оно чего-то не понимает, не является вместе с тем осмысленной понятийно. Животное не думает, что во всех случаях непонимания происходит какое-то одинаковое по принципу непонимание. Животное не имеет НЕПОНИМАНИЕ как самостоятельное свойство восприятия реальности, которое универсально и может быть приложено к разным объектам. Для животного понятно всё, с чем оно уже умеет обращаться, всё, что безопасно и предсказуемо. Именно поэтому животное не может задаться вопросом о самоидентификации. Ведь животное ощущает своё Я, как что-то всегда существовавшее и безопасное, а следовательно, - понятное.
Человек, развив способность к понятийному мышлению, в подростковом периоде обязательно столкнётся с тем, что его собственное поведение не отражает того, как бы человек хотел себя вести. В каких-то случаях ему не хватает смелости, уверенности, решительности. В других случаях подросток сталкивается с отсутствием взаимности, и понимает, что он в восприятии других людей отличается от него же, воспринятого им самим.
Этот конфликт заставляет подростка обратить внимание на себя самого. Задаться вопросами: что со мной? кто я? какой я? как меня воспринимают? и пр.
Эти вопросы приводят к осознанию ценности собственной личности, не желанию терять субъектность и становиться кем-то другим. Подросток в первый раз сталкивается с тем, что не готов отказаться от себя (который постоянный), ради какого-то внешнего блага (которое временно).
Выходит, что не допустить появление субъектности можно только одним способом: остановить развитие мышления на уровне формирования понятий. Если человека полностью лишить способности к понятийному мышлению, то он будет в поведении аналогичен дебилу. Уровень мышления дебила (в терминах психиатрии) - это 9-12 лет.
Понятийное мышление (в соответствии с исследованиями Л.С. Выготского) появляется к концу 12-го года. То есть, в 12 лет ребёнок по своему уровню развития уже не дебил, т.к. обладает способностью к формированию простых понятий. Личность - это довольно сложное понятие, которое требует сильной понятийной структуры в мышлении. Именно поэтому, мышление идеального раба должно находиться в пределах от 12 до 13 лет! Это тот возраст, когда понятия уже есть, а следовательно, человек способен к выполнению работы, но это и тот возраст, в котором ещё нет субъектности. Если сразу после 12 лет остановить развитие мышления, то задаться вопросом о самоидентификации для человека будет невозможно. Примерно то же самое, что объяснить первокласснику сложность отношений между мужчиной и женщиной.
Остался лишь один вопрос: как добиться того, чтобы понятийное мышление ребёнка остановилось в развитии сразу после своего появления?
Ответ достаточно простой: развалить систему образования и загадить мозг детей и их родителей большим количеством несвязной информации.
Человек, подключенный к непрерывному потоку информации, постепенно лишается способности к понятийному мышлению. Средний пользователь смартфона функционирует в режиме дебила. Система образования представляет из себя совершенно обратное, т.е. не-систему, и не -образование. Детям больше не дают системных знаний, их загружают несвязной информацией. Дети больше не понимают причинно-следственных связей. Современные дети уже не повзрослеют! Современная молодёжь будет всегда относиться к президенту, как к МАМЕ, которая о них заботится. И когда мама заботится плохо, они будут требовать, чтоб им повысили зарплату, раздали деньги и т.д. Но МАМА существует лишь тогда, когда человек имеет такое понятие, как "мама". А понятие "мама" неизбежно разрушается лишь в подростковом возрасте. Если это понятие не разрушить, то МАМА останется с человеком на всю жизнь, и он всегда будет ей жаловаться, требовать от неё чего-то, но никогда ничего не сделает сам, и даже не будет способен ПОДУМАТЬ своей головой, потому что все эти обязанности он делегировал маме.
Человек, не имеющий опыта думать самостоятельно, никогда не захочет расстаться с мамой. Человек, который обрёл субъектность, никогда не захочет вернуться к маме, какой бы тяжёлой ему не казалась жизнь, но это его собственная жизнь!
Даже собака пытается отстоять своё право быть собой! Даже собака не хочет оставаться инфантильным щенком, хотя она и является щенком волка благодаря человеку. Но даже через эту свою "обусловленную щенячесть" собака пытается проявить свою волю.
А небо всё точно такое же как если бы ты не продался © Егор Летов.
_______________
0% плагиата! Только уникальный и качественный контент.