Работая педагогом-психологом в Доме ребенка, а затем в Службе ранней помощи в Детском саду компенсирующего вида, я выделила для себя маяки проблем в развитии детей раннего возраста, на которые родителям и педагогам учреждений необходимо обратить внимание. Они описаны в книгах, известны врачам и специалистам психологам, дефектологам, логопедам.
Такие как:
- Поздно или рано стал держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать у опоры, ходить, либо начал что-то делать одновременно.
- У ребенка отсутствует или слабая обратная реакция на приближение знакомого взрослого (мамы). Комплекс оживления-ребенок раскидывает ручки и ножки, хаотичные движения, взгляд ребенка направлен на говорящего взрослого, в ответ на положительный эмоциональный разговор у ребенка появляется улыбка.
- Если у ребенка нет гуления (ау-уа), лепет (ма-ма-ма, ва-да-ва).
- Если ребенок не говорит в год — полтора), ни мама, ни папа, ни дай, ни биби, ни ляля и т.д.
- Если ребенок избирателен в еде и способе употребления пищи.
- Если ребенок вял всегда, не реагирует на раздражители (любые).
- Если ребенок постоянно сосет соску, палец.
- Играет с одной и той же игрушкой (предметом), при замене её начинается истерика.
- Ребенок не чувствует опасности остаться одному, идет с любым взрослым.
- Если ребенок не показывает на предметы по названию. "Покажи, где тик-так, би-би, ляля и т.д.?"
- Ребенок не испытывает неприятных чувств (не стягивает с себя грязную одежду), когда покакал в штаны или описался (для детей старше полутора лет).
- Ребенок часто совершает одни и те же действия, качается, перебирает пальцами, крутит один и тот же предмет.
- Ребенок мало или много спит, засыпает с помощью определенных стимулов или определенных условий.
При обнаружении одного из этих признаков обратитесь к специалисту!
Чем раньше Вы выявите нарушение в развитии ребенка, тем больше шансов для благополучного сценария развития ребенка!