Найти тему

Зулейха закрывает глаза

Оглавление

Новый российский сериал "Зулейха открывает глаза" претендует на историческую правду, но скроен по привычным лекалам мелодраматичных сериалов. Сериал описывает далекие тридцатые годы прошлого века - так мало осталось живых свидетелей тех лет...

Книга, которая легла в основу фильма, несет в себе определенные отсылки к таким значительным литературным произведениям как "Хождение по мукам", "Котлован", "Поднятая целина".

Если в книге большая первая часть посвящена тяжелому, очень тяжелому жизнеописанию героини, скромной маленькой татарской женщины, то в сериале эта часть скомкана ради второй, в которой будет медленно, но неуклонно развиваться любовная линия, будет и любовный треугольник...

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Главная героиня - этакая порабощенная женщина Востока.

Ее муж - немногословный деспот, которого то и дело "науськивает" престарелая мать по прозвищу Упыриха. Почти Кабаниха. Только вот в "Грозе" отношения между мужем и женой и то наполнены хоть каким-то пониманием, пусть и запоздалым.

Из тех историй прошлого, что рассказывает Упыриха своему сыну, можно понять, что руки ее замараны чем-то пострашнее, чем издевательствами над невесткой...

В сериале родственные отношения показаны в самых мрачных тонах. Все беспросветно. Деревенский быт примитивен и страшен в своей ежедневной безликости, хотя трудно представить, что это было так. И русские, и татары находили утешение и великие радости в религиозных праздниках, которых было ой как немало.

Я помню свою бабушку из Кировской области. Звали ее Анна Ивановна, родилась она в 1900 году. Всю жизнь она была скромной и великой труженицей, но знала и соблюдала все праздники, готовилась к ним загодя. Одни мысли о праздниках наполняли ее лицо особым светом. Киров был городом, украшенным десятками соборов. В Кирове я впервые увидела маковки церквей, выкрашенные в черный цвет, - как символ скромности, потаенности нашей веры...

В сериале "Зулейха открывает глаза" Чулпан Хаматова отчаянно пытается передать чувства своей героини, но не всегда у нее это получается. В оскверненной большевиками мечети она не молится, а пугается... призрака Упырихи.

Положительные черты образа Зулейхи переданы в основном через отношение к маленьким детям. Невыносимые для чутких сердец игры четырех девочек на бескрайнем снежном поле вызывают неизбежные слезы зрителей...

По сути, Зулейха - это образ без всякой внутренней червоточинки, этакое непротивление злу насилием.

Однако при этом насилия в сериале много, очень много.

Замороженная глушь не слишком нарядной татарской деревни сменяется со временем куда более солнечными видами тайги, которая становится для героини плодородной во всех отношениях...

Талантливейшая актриса Чулпан Хаматова почти органична в роли Зулейхи. Она старается воплотить образ забитой героини, принимающей свое бесправное существование. Но все же современная Чулпан - вовсе не порабощенная женщина, и очень часто ее большие умные глаза мгновенно меняют, разрушают сотканный из заплаток образ измученной Зулейхи. В свое время Чулпан Хаматова покинула Казань почти сразу после окончания школы, и впоследствии актрисе покорились самые высокие звания и награды....

Но все же какая опасная коллизия - насилие над деспотичными родственниками осуществляют другие люди, а сама Зулейха в итоге только выигрывает! Как будто своими страданиями она заслужила новое неизведанное счастье...

А появившийся еще в первой серии лихой и галантный чекист явно выглядит как рояль в кустах - ясно, зачем его выкатили.

И жизнь продолжается, голодная зима сменяется жизнеутверждающей весной и плодородным летом.

Зулейха закрывает глаза. Но можно ли забыть свое прошлое?