Ща’бан (или могут писать Ша’бан/ Шаъбан/ Шаабан) — восьмой месяц лунного мусульманского календаря 🗓. Название происходит от слова «разделение», т.к. в этот период арабы-язычники рассредотачивались в поисках воды💧.
⠀
Этот месяц предшествует месяцу Рамадан. На момент этой статьи мы как раз находимся уже во 2-й половине месяца Ща’абан, на пороге долгожданного Рамадана 🌒.
⠀
Данный месяц особо выделяется в достоверных хадисах Пророка ﷺ. Вот некоторые из них:
⠀
✅ Пророк Мухаммад сказал ﷺ: «Это месяц, которым люди пренебрегают между Раджабом и Рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь» (Хадис хороший).
⠀
✅ Передаётся от ‘Аищи: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха ﷺ соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамадан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шабане» (Достоверный хадис).
⠀
То есть поститься в месяц Ща’бан – значит, соблюдать сунну.
⠀
✅ Тоже от ‘Аищи: «Бывало так, что на мне оставался долг поста с [прошедшего Рамадана], и я не могла восполнить его, кроме как в Шабане» (Достоверный хадис).
⠀
Почти все мусульмане знают, что пропущенные дни поста в Рамадан нужно обязательно возместить ДО начала следующего Рамадана. И хадис от жены Пророка ﷺ ‘Аищи говорит, что возмещение пропущенных дней поста (по уважительным причинам – женщины знают) дозволяется «оттянуть» вплоть до Ща’абана. Но всё же старайтесь делать всё не в последнюю минуту.
⠀
В середине месяца Ща’абан отмечается Ночь Бараат в таких странах, как Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Ливан, Иран, Азербайджан, Турция, Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан.
⠀
Нет никакой ДОСТОВЕРНОЙ ☝🏼 информации о том, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал эту ночь. Есть только 2-3 недостоверных (даиф) хадиса. Неизвестно также, чтобы хоть один из сподвижников отмечал её.
⠀
Поэтому можно сказать, что отмечание этой ночи является нововведением (бид’а) 🚫, и на допустимость этого нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет единого мнения учёных (иджма`), на которое можно было бы опираться.