Последний месяц-полтора, волею судьбы изучаю рынок труда. Сразу скажу, что вопрос занятости для меня всегда решался исключительно посредством широты приобретенного социального капитала.
А теперь у меня эксперимент. Суть эксперимента - устроиться на работу через открытый рынок. HH.ru, Superjob, и иже с ними.
Наблюдать любопытно, иногда непонятно, бывает обидно, местами до слез, но в основе своей, чем дальше, тем эффективней. Ситуации разные. Мои стратегии тоже.
Сначала я очень серьезно ходила на встречи с работодателями, готовила ответы на вопросы, тщательно подбирала самые классические туфли к самому нейтральному цвету ногтей, и все остальное ко всему оставшемуся.
После череды откровенно странных встреч, относиться с той же долей серьезности уже сил не осталось. Теперь встречи идут по принципу "just for fun". Дресс-код - джинсы, майка, пиджак casual, красные ногти и красная помада. И даже стакан "кофе с собой" ставила с собой на стол в переговорной. Не всегда, но очень часто. Разговор строю экспромтом. На удивление, именно последние собеседования оказались самыми приятными и эффективными. Может быть дело в красной помаде?:))
Конечно же, 50% случаев - это классика жанра: "Мы вам позвоним!". И вот сидишь, гадаешь - то ли увиденный образ кандидата не соответствует резюме, то ли одета не по форме, то ли мордой не вышла, или попросту рекрутер не с той ноги утром проснулся. Кто искренне достоин благодарности - те немногие 10% HR-менеджеров, которые способны дать обратную связь, набрать номер и объяснить свое решение. Это позволяет расти и работать над собой.
Искренняя рекомендация - всегда отвечайте людям! Давайте обратную связь. Будь то сотрудник, который плохо выполнил работу; ученик, который получил "двойку"; ребенок, который ведет себя "не так"; муж, который обидел, но не понимает чем.
Я посетила около 40 компаний самого разного профиля. И вот два четких типажа HRов:
1. "Высокотехнологичный звездолов".
Это когда все передовые технологии отбора суперзвезд в компанию применяют именно на тебе. Я молчу о стандартных: "Кем Вы видите себя через 5 лет?", "Назовите Ваши 5 отрицательных качеств..", и т.д. Сюда добавляем тесты на интеллект 60 вопросов за 15 минут, школьные задачки по геометрии (на вакансию в сфере обучения и развития персонала, на минуточку). И еще 4 этапа интервью. Из них одно на английском.
Да, тест на интеллект я не прошла. А в другом месте, ровно через час, меня назвали слишком квалифицированной для точно той же вакансии, где часом ранее я оказалась обделенной интеллектом.
Собеседование же на английском прошла. И на мой вопрос: "А как он будет применяться в работе?" последовал ответ "Да скорее всего никак... Мы просто так. Смотрим, что вы умеете". А я ведь еще танцевать умею, и крестиком вышивать!
Занавес.
2. "Адекватный профессионал".
Это когда беседуют два взрослых человека. Одному из которых нужна работа, а другому нужен сотрудник. Не мифический набор компетенций, а квалифицированный специалист. Я сама составляла карьерные карты, прописывала компетенции, знаю зачем это и для чего. Это работает, но когда применяют с умом.
Адекватность - это когда разговор идет не о "кем видите себя через -дцать лет", а о конкретных навыках, о том, что я знаю, что умею, чем могу быть полезна. Если необходимо, выполняю тестовое задание (именно реальную рабочую задачу).
Когда ясно и открыто обсуждаешь зарплату и систему бонусов, а не потупив взор, усиленно делаешь вид, что пришел работать исключительно ради "личностного роста и профессиональной самореализации".
А еще когда с тобой готовы вести диалог на равных. Это ключевой момент.
Я предлагаю больше, чем 1/3 часть моего жизненного времени. И не имею ни малейшего желания тратить его на благотворительных основаниях.