Человек дышит постоянно, согласитесь. Во сне, во время завтрака, во время работы и отдыха. Так уж устроено. Но для публичной личности это еще один ключик к развитию своей речи. Давайте разберем.
Особое значение имеет процесс дыхания в связи с голосовой и речевой деятельностью человека, это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи.
От того как дышит наш актёр или певец (наша публичная личность), точнее, как он умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила и мягкость голоса, музыкальность и мелодичность.
Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нормальному протеканию жизненных процессов в организме, снимает утомление, способствует развитию речевого аппарата нашей публичной личности (будем называть его общим для всех отраслей публичной деятельности именем - АРТИСТ) и его жизнедеятельности.
Неумелое пользование дыханием может лишить речевой звук всех приятных качеств и вызвать голосовые заболевания!
Есть три типа дыхания:
- Грудное дыхание
- Брюшное дыхание
- Смешанно-диафрагратическое, или полное, являющий из себя синтез 1 и 2 типа
В любом типе дыхания принимает участие в большей или меньшей степени вся система дыхания, координируемая центральной нервной системой. Рассмотрим подробнее первые два типа.
Грудное дыхание
Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое, нагрузка на выдохе на мышцы плечевого пояса и груди, при дыхании поднимаются плечи.
Недостаток - недостаточная активизация мышц брюшного пресса и диафрагмы, а это препятствует длительному и ровному звуку. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса артиста.
Брюшное дыхание
При нем дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки при сильном спускании диафрагмы, которая при выдохе поднимается.
Положительные стороны - легкость и быстрота вдоха
Недостаток - ограниченность вдоха, его не динамичность, затруднения при движении. А пассивность верхнего и среднего отдела грудной клетки сказывается отрицательно на качестве речевого звука.
Выводы
Таким образом, вышеперечисленные виды дыхания в изолированном виде недостаточны для воспитания речевого голоса. Необходимо сразу обучаться полному, смешанно-диафрагматичному дыханию с активизацией брюшного пресса во время вдоха и выдоха.
Смешанно-диафрагматичиский тип дыхания лежит в основе формирования речевого голоса.
Из личного опыта могу сказать, что после того, как в моём дыхании стало преобладать именно брюшное, а впоследствии уже смешанно-диафрагматическое, выступать стало в десятки раз легче. Оказывается, во мне всю жизнь сидела голосина, которая никак бы не смогла выйти из грудного дыхания.
В свей театральной студии, я начинаю с того, что переучиваю детей дышать диафрагмой. Эффект на лицо. Начинает получаться то, что раньше не получалось, ребята получают удовольствие от процесса.
Спасибо за внимание! Качайте пресс - опору нашего голоса и будьте здоровы!