Найти в Дзене
Спорт и путешествия

На восьмитысячник с железной ногой

Итак, пик Манаслу 8163 м, 2013 год. Восхождение-мечта. За год до этого случилась катастрофа на К2 в Пакистане, где я чуть не осталась без ноги; рассказ здесь.

И вот чудо: с металлическим штырем в негнущейся ноге я поднимаюсь на другой восьмитысячник - Манаслу. Зачем? Впервые увидев Манаслу во весь рост, я просто влюбилась в Гору. Теперь оставалось только на нее залезть.

Вид из Ло. Фото Романа Лежнина
Вид из Ло. Фото Романа Лежнина

Это была классная компания альпинистов. В тот год с нами поехали Дима Греков, Замир Кудашов, Дина Тереньтьева и Евгений Виноградский. Они поставили себе задачу зайти на Манаслу без кислорода, без гидов - в альпийском стиле. Задача запредельная и трудновыполнимая для белого человека.

Еще с нами был наш бессменный повар Дорджи Таманг. Он, как всегда, радовал нас своей кухней всю экспедицию.

Наша экспедиция пришла в селение Самагаон. Это очень своеобразно- прекрасная деревенька у подножия Манаслу. Она находится прямо в сосновом лесу. Весь воздух наполняет аромат сосен. Если кто-то был в Терсколе, то могу сказать, что в Самагаоне что-то похожее, только с буддистским уклоном. Очень много древних ступ и молитвенных барабанов.

Решили сделать дневку и акклиматизацию. С крыши нашей гостиницы открывался отличный вид на Манаслу, от нее просто невозможно взгляд было отвести.

-2

Поднялись в БЛ (базовый лагерь).  Расставили палатки. Лакпы и Чатур стали строить ступу для пуджи (молитвенного обряда), а я и Дорджи насолили бочку огурцов. Соленые огурцы - это в экспе просто кайф!

На следующий день, после пуджи, мы сразу же решили идти в Лагерь-1 для акклиматизации. Пришли туда, палатки расставили. Короче, решили там пока тусоваться, а на следующий день в Л2 идти. Рано утром два Лакпы ушли на верх, чтобы поставить Л2, а Чатура со мной оставили. Мы должны были прийти в Л2 потихоньку. Но тут произошло разрушение всех моих планов.

Утром пораньше вышли мы с Чатуром в Л2. На входе в ледопад появилась огромная трещина. И так пробую, и так - не могу перейти. Нога-то одна не работает. Парюсь возле трещины. Чатур боится, что свежепришитая нога отлетит, как щепка при неверном движении. Появляется Евгений. Пока мы тусуемся возле трещины, он уже успел из БЛ сюда прийти. Евгений учит меня, как перейти трещину. Но у меня ничего не получается. Появляется Замир и все остальные. Они переходят трещину и уходят наверх. Блин… Я начинаю выходить из себя и впадать в истерику. Хватаю рацию:

- Лакпа, Лакпа Гедук, ты где? Прием. Это Оксана! Прием.

- Я здесь во втором. Что у Вас там опять?

- Лакпа здесь трещина, я не могу ее перейти, что делать? Как  я теперь на вершину попаду? Помоги мне!

- Тише, тише, не истери. Мы сейчас тут лагерь поставим, спустимся вниз. Чатур с грузом пускай к нам навстречу выходит. Ты в первом сиди, никуда не рыпайся. Мы здесь, как все закончим, спустимся и закрепим лестницу на твоей трещине.

На следующий день они действительно закрепят лестницу на этой трещине. Эта лестница станет носить название «Оксанина лестница».

В это выход решили идти вниз, а потом уже в следующий выход подняться в Л2. Проведя две ночи в Л1, рано утром уходим в БЛ на отдых. В Л1 также встречаем Валеру Шамало с товарищем, зовем их в гости к себе в лагерь.

Все быстренько уходят вниз, а Чатур, как всегда, плетется со мной. Он, мягко говоря, не в восторге от происходящего.

Но в БЛ нас ждет… очень неприятный сюрприз.

Только я появляюсь в БЛ, как сразу нам навстречу идет Гедук с чаем.

- Ну что, как ты? - спрашивает Гедук, по его выражению лица, сейчас скажет что-то важное.

- Ничего ползу потихоньку.

- Завтра, если ты действительно хочешь на вершину, нам придется идти на штурм.

- Лакпа, что за бред. Она же не выдержит, - Чатур категорически против.

- Я тоже против, так это не делается, - Зорок тоже высказывает свое мнение,- ни аклимухи, ни  высотных лагерей. У тебя что, вообще крыша поехала?

- Так, короче, послушайте меня! - Гедук выходит из себя, - Я был уже на вершине два раза и хорошо знаю Гору. Если мы не попадем в это окно, то шанса уже не будет! Если хотите на вершину, молчите, и делайте то, что я говорю.

Куча мыслей проносится у меня в голове - К2, звук рвущейся веревки, тренировки, операции, сертификаты за восхождения на Канченджангу у Зорока на стене. Если сейчас не схожу, то это начало конца. Решение очень быстро принимается.

- Я постараюсь выжить, а там как Бог даст. Ребята, пойдемте завтра, помогите мне! Мы обязательно должны попытаться.

Иду в столовую. Там все наши сидят. Надо как-то это озвучить. Объясняю ситуацию, говорю, что надо завтра идти. Конечно, без кислорода это нереально. Тем более, что все сегодня только с высотного выхода пришли.

- Оксана, что за бред? Это аварийно! Головы что ли у тебя нет??? - Евгений тоже категорически против.

- Я уже решила. Я пойду, там как Бог даст. Чего мне терять? Меня хоть и принесли с К2, но я все там еще. Надо с этим заканчивать.

Но этим мои испытания не закончились. Зорок и Гедук уходят в лагерь Рассела. Потом возвращаются. Гедук озвучивает план:

- Так, короче. Окно будет короткое. Если шторм накроет на вершинном плато - нам конец, потеряемся. Выходим завтра пораньше и сразу идем в Лагерь-2. Послезавтра поднимаемся в Л4 и ночью, часов в 10 вечера идем на штурм. Потом спускаемся, как получится по состоянию. Оксана идет с кислородом с 6500.  У нее нет такого количества кислорода и я отдаю ей свой, сам иду на штурм без кислорода. План не обсуждаем, а начинаем выполнять.

Это очень тяжело. Мне даже думать про такой график страшно. Хотя кислород, может, сгладит картину. Набираю полные карманы трамала и декса.

Рано утром все наши вышли нас проводить.

- Аккуратней там, мы не на войне,- напутствует нас Дима Греков.

Договариваемся, что ребята из спортивной всегда на связи и если что, подстрахуют.

И дальше, тема такая. Я иду без рюкзака, все несут парни - два Лакпы и Чатур. На большой трещине лежит лестница, перехожу без проблем.

Фото Максима Богатырева
Фото Максима Богатырева

Дальше особо трещин нет, путь по ледопаду хорошо провешен. Без всяких приключений приходим в Л2. Нога не очень достает,  терпимо. Если начинает болеть, то поедаю очередную порцию трамала - у меня 100 таблеток,  должно хватить.

На следующее утро выходим ночью: Л4 - это очень далеко. На пути встречается несколько стенок, но Зорок меня выдергивает. В 10 утра мы уже в Л3. Пьем чай у знакомых в палатке и двигаемся дальше. Вот тут и начались у меня проблемы. Начинается натечный лед. Его очень больно долбить незажившей ногой. Видимо, и высота начинает сказываться. Нога резко начинает опухать, и соответственно дико давит ботинок. Скорость резко падает. Гедук уходит вперед устанавливать лагерь, забирая палатку, горелку, спальники и тд. Со мной остаются Чатур и Зорок. Я с трудом выбираюсь на траверс. Блин… Кругом натечный лед. Перила, конечно, висят, но я не в состоянии. Прошу Зорока взять меня на короткую веревку. Продолжаем двигаться. Вся сторона Горы оказывается в тени и тут начинает мерзнуть нога - это мерзнет металл в ноге. Опять ем трамал, он не помогает. Еле двигаюсь. Палатки и горелки у нас нет - Гедук унес. Вода закончилась. Трамал ни хрена не помогает!!! Ем сразу 10 шт…Отлично, так как-то можно двигаться...

- Ну Гедук дает! Что за программа! Вообще крыша поехала! Опять канитель начинается, как на Нанге, - Зорок уже тоже понимает, что дело хреновое.

Заходим за поворот отрога и что же мы видим! Гедук сидит на камушке и держит термос с чаем!

Ура!!! Он говорит, что до лагеря не больше 15 минут медленным шагом.

Залезаем в палатку. Она классная, просторная, от польских зимних экспедиций. Сразу вкалываю фуросемид, чтобы согнать отек с ноги, иначе ее так раздуло, что ботинок ни снять, ни надеть. Уже 5 часов вечера. Пока мы ужинаем , кипятим воду и меняем носки, приходит время выходить на штурм. Выходим из палатки. Густо лепит снег. Пока еще никто, кроме нас на штурм не вышел. Снег идет огромными хлопьями.

- К утру уляжется, - говорит Гедук.

Примерное направление он знает. Мы куда-то ломимся по глубокому снегу. Подходим к большой стенке. Перил почему-то нет. Зорок полез посмотреть, что там наверху. Там оказалось плато. Мы промахнулись с нужной дыркой, где выход на плато. Зато там нет снега. Гедук уходит туда же. Они бросают мне перила, Чатур замыкающий. Когда я выбираюсь на плато, то прямо мимо нас проходит огромная группа японцев, человек 20!!! Классно! Садимся им на хвост и идем по их следам.

Нога очень болит, и я иду все медленнее. Выходим на следующую ступень цирка. Снег глубокий, а нога не гнется. Передвижение для меня превращается в целую проблему. Медленно пересекаем этот цирк. Хочется упасть и лежать, и чтоб никто не трогал. Прошу перерыв. Сейчас 10 утра. Видок, видимо, у меня не важный. Чатур предлагает мне вернуться. Мне настолько плохо, что я даже поддаюсь. Решили разделиться: кто-то со мной вниз, кто-то двое на вершину. Парни начинают препираться- кто вниз, а кто на вершину. Я лежу на Гедукском рюкзаке, нога пульсирует.

- Так! Молчите все! - Гедук начинает орать. Я здесь старший! Никто не идет вниз, все идут на вершину! Какого хрена мы здесь столько долбились?! Все, вставай, ты можешь это сделать!!!

- Лакпа, не делай этого, здесь почти уже авария,- Чатур, как всегда, очень переживает за меня.

- Молчи! Вы сами меня наняли! - орет Зорок,- поэтому не порти мне клиента! А ты чего молчишь?! - это уже ко мне, - ты хочешь на вершину или нет???

Я встаю. Никогда не видела Зорока таким злым. Начинаю медленно переставлять ноги. Шаг, другой, шаг, другой… Очень, очень медленно подошли под вершинный взлет. Там натечный лед и по нему свежий снег катается. Делаю несколько шагов и просто ору от боли. Зорок берет меня на короткую веревку и просто волочит за собой на вершину. Гедук и Чатур уже там, на вершине.

- Ну что вы, скоро там??? - они и шутят и одновременно подбадривают.

Вываливаюсь на вершину. Просто лежу, не могу пошевелиться. Как же классно, что я здесь! Плачу, радуюсь, как ребенок. Зорок суетится вокруг нас и фоткает к себе на фотоаппарат.

-4

Тем временем предвершинные поля уже окутал снегопад.

- Давайте, быстрей валим отсюда, посмотрите, какая каша внизу! - торопит всех Гедук.

Спускаемся до полей. На связи Дима Греков.

- Как вы, где вы? - спрашивает Дима.

- Мы были на вершине, спускаемся. Оксана идет очень медленно,- отвечает Чатур.

- Помощь нужна? - вопрос от Димы.

- Нет, сами справимся.

Следы заметает, я не могу идти по глубокому снегу потому, что нога не гнется в колене. И вообще я ловлю себя на том, что теряю связь с реальностью. Срочно декса 10 мг…Порядок, прихожу в себя. Мужики в шоке - если заметет следы- нам конец. У Зорока неожиданное решение появляется. Он достает из рюкзака коврик (взял его на случай холодной) и делает из него, лыжных палок и веревки сани.

- Садись туда,- командует он мне,- я тебя повезу, так будет быстрее, или нам конец.

Чатур идет впереди и копает траншею. За ним идет Зорок и волочит сани, в которых сижу я. Это плато на высоте 8000+!!! Мы достаточно быстро продвигаемся.

Когда мне говорят некоторые гиды или организаторы, что с высоты 8000+ человека снять не возможно, то хочется ответить -  все возможно, вот только очень немногие могут это сделать.

Подходим к перилам. Я хочу начать самостоятельный спуск, но Зорок говорит, что спустит меня быстрее, чем я сама слезу. Он разворачивается спиной к склону, сани со мной болтаются на его обвязке. В перила он не встегивается. Он очень спешит, пока в разрывах облачности виден Л4. Спускаемся очень быстро, как вдруг… оба летим вниз по склону. Я хватаю свою ногу и стараюсь уберечь от ударов…Каким-то чудом остановились…Слава Богу! Подошел Чатур, его тоже трясет.

Встаю на ноги, вроде цела. Зорок просто ржет. Добираемся до Л4. Уже 5 часов вечера. Гедук приготовил нам ужин и очень много попить. Зорок говорит, что ему хреново - задолбался за сегодняшний день, а парни останутся со мной. Завтра мы пойдем вниз, а Зорок встретит нас в Л3.

Сразу проваливаюсь в сон, но среди ночи подрываюсь, парни тоже повскакивали. Это циклон! Палатку рвет! Мы спали полностью одетые и в кошках, поэтому сразу же вылезаем наружу. Здесь уже самая настоящая каша.

- Валим вниз, пока целы, бросаем все, - орет Чатур.

Закрываем палатку, она натянута хорошо. Греков и компания могут в ней ночевать.

С трудом преодолеваю ледовый траверс. Мне кажется, что эта пытка не кончится никогда. Из 100 таблеток трамала осталось не больше 30.

Никогда не видела, чтобы снег прибывал с такой скоростью.

Спускаемся до Л3, я совсем выбилась из сил. Приходит Зорок. Когда его вижу, вообще раскисаю, начинаю плакать, прошу взять на короткую. В общем он возится со мной, как с ребенком. Гедук и Чатур собирают и несут все вещи, а Зорок ведет меня. К ночи спускаемся в Л1.

На следующее утро без всякой героической эпопеи в БЛ.

В 2016  опять я в экспе на Манаслу. Ощущения тогда и сейчас абсолютно разные! Сейчас, когда травма практически зажила - это кайф и фотосессия!!!

Оксана Морнева-Шерпа