В детстве, когда сильно обижалась на папу, я залезала в большой шкаф. Он был такой огромный, темный, обклеенный какими-то зелеными обоями, но он был моей маленькой Нарнией. Я могла залезть в него полностью и отвлекаться от обиды на папу с помощью книг. В моем арсенале была "Большая Книга Сказок" – вес этой книги не позволял долго держать её в руках, но в шкафу мы с ней умещались с комфортом. Так мы подружились с чтением.
Повзрослев мне уже не требовалось прятаться в шкаф, чтобы уединиться с книжкой – я перечитала всю школьную библиотеку, после мой аппетит распространился на городскую. Маленький город, где прошло моё детство, не особо ценил культурное образование жителей. В цене – шуба, тачка. Не книги.
Я не была увлечена литературой школьной программы – читала только то, что интересовало; то, что было обязательным, но неинтересным, заслуживало чтения краткого содержания на перемене. Но я как безумная радовалась новеньким хрустящим страничкам из местного книжного, и еще долго буду вспоминать тот момент, когда получив от мамы неожиданный подарок в виде восьми долгожданных книг целый час бегала с ними по квартире, упиваясь запахом свежей типографской краски.
В университетские годы мои предпочтения ушли в сторону российских классиков. От них веяло чем-то тягучим, темным, но они казались намного питательнее для мыслей, чем зарубежная литература. Несколько раз я насильно заставляла себя читать "шедевры мировой литературы" искренне понимая, что мысль книги сводится к тому, что главный герой шизофреник. На этом всё.
Далее моя жизнь пересеклась с владельцами собственных бизнесов. Я узнавала как они создавали свои проекты, что их вдохновляло, какими они себе представляли проект на начальной стадии и с какими трудностями столкнулись в процессе. Стали необходимы знания из профессиональной литературы. И началась новая эра любви)
Я стала девушкой, которой немного неловко говорить о последней прочитанной книге. Ими не были романы классиков или учебники MBA – ими стали истории реальных людей, которые построили бизнес с нуля, без богатых мам и пап, зачастую, без высшего образования и без связей. Самой впечатляющей оказалась "И ботаники делают бизнес" от Федора Овчинникова, цитирую до сих пор. Как человек, который впервые окунаясь в новое дело хватается за все подряд, так и я искала в море литературы то, что станет мёдом для моего сердца.
Во многом знания и принципы, которыми поделились со мной эти книги нашли применение в жизни – появился шанс создать кофейню с нуля с таким же новичком в этом деле. Но эта статья не о создании кофейни)
Мою личность формировали классики, я училась на примерах жизненных ситуаций воображаемых героев, которые поступали по-разному: правильно, неправильно, как говорит мама, как заставляет общество и как хочется им. И моя личность с уверенностью может сказать, что не будет заставлять своего ребенка читать.
До многих произведений в рамках школьной литературы нужно дорасти – детский мозг не сможет воспринять все тонкости чувств Катерины из "Грозы", ему неподвластны рассуждения Андрея о простоте бытия из отрывка "Небо под Аустерлицем" "Войны и мира". Ребенку не понять чувства Веры из "Грантового браслета", темным лесом окажутся ощущения Клайда в мире "Американской трагедии". До определенного времени личность формируется – человек совершает ошибки, социализируется, через многие преграды ему предстоит пройти самостоятельно. Что ему может сказать "Милый друг" Мопассана? Что нехорошо спать с взрослыми женщинами ради денег?
Многие произведения по праву заслуживают быть частью шедевров мирового наследия. Они учат нас отличать добро от зла, разграничивать плохие и хорошие поступки, оформляют жизненные принципы. Это прекрасно. Но, наряду с этим, многие произведения были написаны творческими людьми, которые силу своих эмоциональных переживаний вылили в творения. Результат – полные переживаний и психологической раздробленности герои.
Чтение – это великолепное увлечение. В общих чертах чтение художественной литературы не отличается от просмотра фильма: основное отличие в механике восприятия. Оно прекрасно тогда, когда на тебя не давят и дают выбор того, чему ты можешь посвятить свое время. Навязывание определенных книг может оторвать интерес от чтения в целом: зачем, ведь там обычно взрослые переживают свои невротические проблемы, убивая кого-нибудь на дуэли.
На мой взгляд, необходимо познакомить ребенка с чтением, и дать ему самостоятельный выбор в пользу этого занятия. Художественная литература развивает воображение, но не дает практически применимых знаний для социализации – если бы это было так, то прежде чем отдавать ребенка в сад или школу, необходимо было бы уже вложить в его голову эти знания. Личность ребенка формируется в процессе социализации – общения, советов родителей, взаимодействия с влиятельными людьми (учителями, воспитателями и тд). В этот процесс входят ошибки, умение настоять на своем (эта игрушка – моя), понимание эмоциональной вовлеченности (дернул за косичку – девочка побежит за тобой). При нормальном взрослении ребенок сам понимает, что ему дальше необходимо – что затрагивает его интересы, что поможет ему получить больший статус, что расскажет ему о космосе или об отношениях с мальчиками.
Само чтение не стоит путать с собственным, эмпирическим опытом. Никакая теория не заменит практику. Ты можешь знать наизусть теорию создания кофейни, ты можешь прочитать кучу книг о ведении бизнеса, но ничто из этого не сравнимо с опытом, который ты сам получишь в процессе создания. Никакие книги не подготовят тебя к тому, с чем в итоге предстоит столкнуться: максимум, что они могут предложить – это быть готовым к трудностям)
Я полностью согласна с мнением, что необходимо прочесть всего 10 книг (вопрос только в том, каких именно – невозможно составить какой-либо универсальный список), однако, одной начитанности не хватит – ничто не заменит практику.
Факт чтения не делает человека образованным – художественная литература с малой долей вероятности сможет заменить общение, а одна теория не поможет математику вывести формулу скорости света.
Любить чтение – это прекрасно. Но не стоит путать само чтение с образованностью (если речь о науке) или заменять им собственный опыт (если рассматривать человеческие взаимоотношения).