Найти тему

Монах, художник, сластолюбец

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi. 1406 —1469 гг) – флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения.

Липпи родился в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Он рано потерял родителей, и родственники не в силах были взять его на содержание. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.

Монахи ордена давали неплохое образование. Они были хорошими педагогами, вдумчивыми и терпеливыми. Но скоро вынуждены были смиренно признать, талантам к точным и гуманитарным наукам мальчик не имеет ни склонностей, ни желания. Только на уроках рисования рассеянный, бестолковый Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты быстро смекнули: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки. По-видимому, это решение принесло Липпи облегчение. С начала 1420-х до середины 1430-х он совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и достигает в обеих сферах определённых успехов.

В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.

Филиппо Липпи обладал уникальным мастерством рисовальщика. О нём начинают говорить, будто в него «вселился дух великого Мазаччо». Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника.

Рассказывают, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.

Изголодавшийся по кисти и краскам художник хватается за любые заказы и работает с большим вдохновением. Талант и трудолюбие дает возможность стать любимым художником всесильного политика и банкира Козимо Медичи Старшего, которого называют «крёстным отцом Ренессанса». Близость к блестящему дому Медичи обострила природные склонности Филиппо Липпи. По натуре он был весёлым, предприимчивым, жизнелюбивым и падким до вина и женщин. Влюблённости были частыми и пылкими, причём, отдаваясь страсти, Липпи начисто забывал о делах, а когда ему нравилась какая-то женщина, «был готов отдать всё своё состояние». Очень скоро к нему приклеивается прозвище «монах-сластолюбец». Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю.

Но даже это не помешало его карьере: Медичи рассудил, что допустимо простить художнику аморальное поведение, ведь он наделён божественным даром, помогающим вернуть на путь истинный сотни других людей.

В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: монаха-сластолюбца назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита. 21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскорости влюбилась в мэтра. Недолго думая, художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году вне брака родился их сын, названный Филиппино (имя означает маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола.

Решить проблему удаётся Козимо Медичи, который уговаривает Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом снял с Липпи монашеский сан и, якобы, прокомментировал свое решение так: «Сутана сковывала способности фра* Филиппо. Я думаю, что уйдя в мир, он станет только ближе к Богу».

В 1461-м году Липпи женился на Лукреции. Их второй сын, Алессандро, родится уже в законном браке. Жену и детей художника мы можем видеть, например, в одной из лучших его работ – «Мадонне с Младенцем и двумя ангелами» («Мадонне под вуалью»).

С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.

Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.

* "фра" - сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский

Какие чувства вызывает в вас искусство итальянских мастеров?

Читайте меня и заказывайте экскурсии на страницах

Instagram: https://www.instagram.com/russiannyguide/?hl=ru

Facebook: Русский Гид. Музеи Нью-Йорка. https://www.facebook.com/elenanyguide/

VK: https://vk.com/id549020258