«Теперь за базар придётся отвечать».
Набирающая силу пандемия затронула много совершенно разных областей нашей жизни, юриспруденция не является исключением. Сегодня я хочу поговорить о новых ограничениях, появившихся в области свободы слова. В марте-апреле 2020г. в УК РФ внесены две новых статьи:
- 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан».
- 207.2 «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия».
Также внесены существенные изменения в ст. 13.15 КоАП РФ - «Злоупотребление свободой массовой информации».
Полный текст указанных норм вы без проблем можете найти в интернете. Моя же задача перевести этот текст с юридического на человеческий. Итак, за публичное распространение (по факту это любые социальные сети, любые СМИ или иные реальные или виртуальные площадки, рассчитанные на неограниченный круг лиц) любых сведений, касающихся пандемии covid-19, которые государство посчитает ложными и вредными, введена суровая ответственность. Граждане будут привлекаться к уголовной ответственности, юридические лица — к административной. При этом, в случае если такое распространение ложной информации не приведёт ни к каким последствиям для граждан предусмотрено минимальное наказание в виде штрафа от 300 000 до 700 000 рублей. На юридические лица при таких обстоятельствах могут быть наложены административные штрафы в размере от 1 500 000 до 3 000 000 рублей.
На понятийном уровне я полностью согласен с тем, что откровенное информационное паразитирование на теме пандемии аморально и недопустимо. Более того я вполне могу смоделировать ситуации, когда подобные действия могут действительно привести к реальным отрицательным последствиям. Однако и согласиться с необходимостью использования такой «правовой ковровой бомбардировки» я тоже не могу. Своё мнение я основываю на двух аргументах:
1. Правовое нездоровье правоприменительной системы в целом.
Я имею ввиду очень странные метаморфозы, которые зачастую происходят у нас с даже правильными правовыми идеями на стадии их применения. Так я готов согласиться, что распространение ложных сведений о новых «чудо-средствах» по борьбе с болезнью, сознательное распространение необоснованной паники и прочие подобные действия действительно заслуживают наказания. Однако есть одно большое «но». Так пандемия в РФ только началась, а интернет уже полон историй о случаях умышленного замалчивания у граждан диагноза covid-19, невозможности провести тестирование и получить необходимую медицинскую помощь, а также о неадекватности мер, которые применяются или в отдельных случаях, наоборот, не применяются к людям, попавшим в «коронавирусную группу риска». В предметный анализ всех этих публикаций я не вдавался, но здравый смысл, выработанный двадцатилетним взаимодействием с государственной машиной, не позволяет мне считать, что все подобные истории являются исключительно плодами злонамеренных фантазий. Теперь же у недобросовестных чиновников появилось потенциальное средство борьбы с такими возмутителями спокойствия. Так, утверждая, что в ходе борьбы с пандемией ваши права или права близких вам людей были нарушены или даже просто размещая подобные материалы, например на своей странице в социальных сетях, вы должны быть готовы к тому, что, если государственные органы придерживаются иной официальной позиции, вам, возможно, придётся обосновывать каждое написанное или произнесённое негативное слово. А если обосновать не получится, придётся платить по счетам.
2. Пандемия пройдёт, а закон останется.
В настоящее время уголовный кодекс РФ и кодекс об административных правонарушений содержат в общей сложности не менее шести ста норм. В связи с чем я уверен, что для борьбы с подобной ложной информацией, в случае её действительной реальной общественной опасности, статья и так нашлась бы. То есть для этих целей нет никакой реальной необходимости штамповать какие-то дополнительные нормы. Пандемия пройдёт, и это факт. А ещё один факт заключается в том, что принятые законы, ограничивающие свободу слова, в части освещения особо значимых событий, останутся с нами на долго и после пандемии. Не буду вдаваться в юридические подробности, но в категорию подобных событий попадают далеко не только эпидемии, а само их определение сформулировано максимально расплывчатым образом. Не хочу показаться пессимистом, но лично я вполне допускаю, что эти «антивирусные информационные поправки» по своему влиянию на регулирование социальных отношений могут быть сравнимы с небезызвестной ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) - которая стала настоящим бичом пользователей социальных сетей, имеющих активную жизненную позицию.
Если же вернуться из недалёкого будущего к настоящей действительности, то вот какие-бы я дал рекомендации:
1. Будьте разумными, думайте, что, где и с какой целью вы размещаете в интернете применительно к развивающейся пандемии. Если главный мотив ваших действий - это «свалившееся на вас свободное время», то иногда, как говорится, «лучше жевать, чем говорить».
2. Если вы где-либо размещаете информацию (или выступаете публично), касающуюся как пандемии cowid-19 в целом, так и государственной борьбы с ней, которая, очевидно, идёт в разрез с официальной доктриной, я бы, во-первых, рекомендовал всегда ссылаться на источник данной информации, а, во-вторых, указывать, что это всего лишь одна из версий (или возможностей и т.д.). То есть никогда не утверждать, что размещаемая вами информация является истиной в последней инстанции.
3. Если, не дай бог, вас или ваших близких коснулось заболевание cowid-19, и вы вынуждены общаться по этому поводу с представителями здравоохранения или государственными органами, всегда фиксируйте все свои переговоры! Если в дальнейшем «что-то пойдёт не так», и вы, чтобы отстоять свои права, решите придать ситуацию огласке, данная мера предосторожности с большой степенью вероятности защитит вас от обвинений в распространении заведомо ложной информации.
Надеюсь мои прогнозы не оправдаются, а советы кому-нибудь помогут. Всем здоровья! Оригинал статьи размещён на сайте https://advokatartemyev.ru/.