Найти тему
Самозанятая Лена

Сбербанк vs Тинькофф банк для самозанятых. Что выбрать?

Оглавление

Я самозанятый с начала 2019 года и принимаю оплату двумя способами. Первый - это по счету от юридических лиц, которым я оказываю маркетинговые услуги. Второй - это оплаты через сайт записей вебинаров и конференций по travel-маркетингу и продвижению туристических услуг, которые я провожу.

О том как подключить платежи через сайт, если вы являетесь физическим лицом, плательщиком налога на профессиональный доход, читайте в предыдущих статьях - часть 1 и часть 2.

В этой статье я расскажу об опыте подключения сервисов для самозанятых от Сбербанка и Тинькофф банка, о возможностях и особенностях каждого, плюсах и минусах для использования.

Подключение сервиса Сбербанк для самозанятых

У Сбербанка работает сервис под названием "Свое дело", в рамках которого можно бесплатно оформить цифровую карту для самозанятых и воспользоваться рядом услуг, включая автоматическую отправку платежей, поступающих на карту, в налоговую инспекцию.

Для подключения сервиса необходимо быть клиентом Сбербанка и иметь доступ к Сбербанк.Онлайн, которого у меня не было. Я сходила в ближайшее отделение и оформила бесплатную моментальную карту, которая дает возможность зарегистрироваться в Сбербанк.Онлайн. Карта неименная, поэтому выдается буквально за 10 минут. Ничем другим она особо не отличается от стандартных пластиковых карт, кроме, разве что, некоторых ограничений по снятию наличных:

Комиссии моментальной карты Сбербанка
Комиссии моментальной карты Сбербанка

После получения карты я подключила сервис Сбербанк.Онлайн и прошла процедуру подключения к Своему делу. При подключении вам необходимо будет выпустить отдельную цифровую карту для самозанятого и именно к ней привязать сервис. Обратите внимание, что все зачисленные на нее платежи будут автоматически передаваться в налоговую и по ним формироваться чеки.

Чтобы получить пакет сервисов "Свое дело", воспользуйтесь памяткой или видеоинструкцией и пройдите следующие шаги:

  1. В мобильном приложении Сбербанк Онлайн в поиске по приложению набрать «самозанятый», выбрать сервис «Своё дело», кликнуть на кнопку «Подключить сервис» и следовать инструкциям. Подробнее в видео.
  2. Зайдите в личный кабинет самозанятого на сайте ФНС (по номеру телефона, который вы указывали при регистрации в качестве налогоплательщика НПД, или по ИНН) или в мобильное приложение «Мой налог» (если уже установлено).
  3. Выберите появившийся баннер «Партнер предлагает вам подключиться». Для повторного его открытия (или если вы не видите такой баннер) — зайдите в раздел «Программы партнеры».
  4. Откройте запрос на подключение ПАО Сбербанк и предоставьте Сбербанку права для работы с чеками и пр., нажав кнопку «Разрешить».

После подключения к сервису «Своё дело» вам станут доступны формирование и отзыв чеков в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн».

Что дальше?

В мобильном банке или на сайте Сбербанк.Онлайн получите реквизиты цифровой карты. Именно по ним вам должны будут перечислять средства клиенты, чтобы платеж автоматически ушел в налоговую.

Обратите внимание!

Есть два нюанса. Первый заключается в том, что автоматически передаются в налоговую данные о платежах только от физических лиц. Если вам оплатило юридическое лицо, чек всё равно придется формировать вручную. Об этом нигде у Сбербанка особо не написано, информацию удалось вытрясти только с четвертого (?) онлайн-консультанта. Более того, первый же пришедший платеж от юрлица каким-то странным образом оказался у меня на давно открытом вкладе "до востребования". Пришлось долго выяснять, что эти за деньги и откуда они там взялись :)

Второй момент - перевод должен быть осуществлен именно по реквизитам карточного счета. Если перевод отправили по номеру телефона (как чаще всего и бывает), деньги упадут не на цифровую карту, и соответственно чек автоматически не сформируется.

Подключение сервиса Тинькофф банка для самозанятых

Тинькофф запустил сервис для регистрации и обслуживания самозанятых в конце марта 2020 года, о чем была опубликована новость на сайте. В отличие от Сбербанка, я уже давно являюсь клиентом Тинькофф банка, поэтому выпускать карту мне не требовалось.

Если у вас нет карты Тинькофф банка, то можете выпустить самую простую дебетовую карту Tinkoff Black. Обслуживание первые три месяца бесплатно, далее нужно держать 30 000 руб. на карте или на вкладе, чтобы не взималась плата. Карта удобна тем, что снимать деньги можно бесплатно в любом банкомате вне зависимости от банка, даже за рубежом. Идти в отделение тоже не придется, потому что их нет, карту привозит курьер на дом.

В личном кабинете на сайте банка необходимо зайти в Управление профилем (правый верхний угол) и в списке действий найти "Самозанятость". Вот так это выглядит внутри онлайн-банка:

Личный кабинет Тинькофф банка
Личный кабинет Тинькофф банка

После запроса подключения вас попросят перейти в личный кабинет налогоплательщика и в нем подтвердить заявку от Тинькофф. Сделать это можно в разделе "Настройки", перейдя на вкладку "Партнеры". Соответствующий значок вы найдете в списке партнеров (я не заскринила, к сожалению).

Личный кабинет для самозанятых на сайте налоговой
Личный кабинет для самозанятых на сайте налоговой

Что дальше?

Как и в случае со Сбербанком, вы можете направить реквизиты карты клиенту для перевода. Но в случае с Тинькофф банком, перевод может быть осуществлен и по номеру телефона, и по номеру карты, и другими способами. Отличие в том, что Тинькофф не передает автоматически все поступающие на карту платежи в налоговую, а вы делаете это вручную. Посмотрим, как это происходит.

В разделе "Самозанятость" вы увидите все пополнения, которые поступили на вашу карту за последнее время. Выглядит это так:

Сервис "Самозанятость" у Тинькофф банка
Сервис "Самозанятость" у Тинькофф банка

Напротив названия платежа вы можете увидеть кнопку "Заявить о доходе", при нажатии на которую требуется внести название оказанной услуги, а также указать тип покупателя - физическое лицо, юридическое лицо или иностранная компания:

Заявить о доходе можно прямо из онлайн-банка
Заявить о доходе можно прямо из онлайн-банка

После нажатия кнопки "Отправить" в течение нескольких секунд происходит синхронизация данных с налоговой и вы видите на дисплее уведомление о результате. Здесь же можно посмотреть чек - он будет открыт ссылкой, откуда его можно скачать.

Подтверждение отправки данных в налоговую
Подтверждение отправки данных в налоговую

Чек также будет отображаться в разделе "Самозанятость" в личном кабинете Тинькофф банка в списке поступлений под стоимостью.

Здесь вы можете увидите сформированный чек
Здесь вы можете увидите сформированный чек

А теперь проверим, отображается ли он в налоговой. Да, платеж был отправлен мгновенно и уже виден в личном кабинете НПД:

История операций в личном кабинете налоговой
История операций в личном кабинете налоговой

Сбербанк vs Тинькофф? Что я выбрала в итоге и почему?

Основное отличие сервисов для самозанятых от Сбербанка и Тинькофф банка состоит в том, что в Сбербанке система полностью автоматизирована. Платежи от физических лиц, которые приходят на определенную карту, сразу же отправляются в налоговую и по ним формируются чеки.

У Тинькофф банка вы можете самостоятельно определить, какие поступления на карту передавать в налоговую, а какие - нет. Для меня плюс такого способа в том, что, во-первых, я контролирую банк. Какова вероятность, что моя подружка после посещения кафе не отправит мне случайно деньги не на ту карту? Какова вероятность, что мои коллеги не вернут мне деньги за купленный подарок на карту, которая служит только для профессионального дохода? Согласитесь, не нулевая.

Мне показалось надежнее оставить систему в полуавтоматическом режиме: я могу самостоятельно отправить только определенные поступления в налоговую двумя кликами прямо из интерфейса банка. Это занимает секунды, не отнимает много времени и сил, исключает вероятность ошибки и путаницы при ручном вводе, но оставляет мне возможность контроля, что есть доход, а что им не является.

И нет, я не планирую уходить от налогов и часть поступлений проводить "мимо кассы". Но и доверять банку полностью решать за меня, какие поступления считать профессиональным доходом, я пока не готова.

Во-вторых, я экономлю время на том, что не нужно вводить дату и сумму, как требуется в сервисе "Мой налог", а лишь название услуги и плательщика. Вероятность ошибок снижается, а с цифрами такое случается.

В результате я остановилась на Тинькофф банке как основной карте. Большая часть моих клиентов - юридические лица. Поскольку, как я писала выше, Сбербанк не автоматизирует платежи от них, использование сервиса "Свое дело" оказалось бессмысленным.

Однако я оставила карту Сбера для клиентов-физлиц, у которых нет карты Тинькофф банка система быстрых платежей пока не у всех подключена). Как ни крути, а это самый популярных банк в России до сих пор. Денег карточка не просит, поэтому оставила её на такой случай.

Кроме этих причин, к преимуществам Тинькофф банка я бы еще отнесла:

  1. понятный для меня интерфейс онлайн-банка Тинькофф (Сбербанк Онлайн мне показался очень путаным)
  2. быстрая и адекватная поддержка клиентов банка Тинькофф в чате (как мне отвечали в Сбербанке, я лучше писать не буду... только четвертый подключившийся сотрудник смог помочь дать разъяснения по сервису для самозанятых)
  3. наконец, то, что я уже давний клиент банка, я просто привыкла к нему, и мне не хотелось уходить от него в Сбербанк, с которым у меня как-то не сложилось.

Что выбрать вам, рекомендовать не буду. Протестируйте оба варианта, как я, сравните преимущества и недостатки, что для вас удобнее и комфортнее, на том и остановитесь. Главное, что сервисы автоматизации для самозанятых активно внедряются. Думаю, что вскоре и другие банки будут подключать подобные услуги.

А что же с платежами на сайте?

В начале статьи я писала, что помимо доходов от основной деятельности (маркетинговые услуги для бизнеса), я также продаю записи вебинаров, конференций, марафонов на сайте.

В настоящий момент у меня подключена Юкасса (экс Яндекс.Касса), которая переводит мне деньги на карту на следующий день после платежа на сайте. Деньги поступают общей суммой за вычетом комиссии за эквайринг. К сожалению, ни Сбербанк (поскольку платеж приходит от юрлица), ни Тинькофф банк (поскольку приходит общая сумма всех доходов за вчерашний день) не помогли в автоматизации процессов. Чеки приходится формировать вручную.

Сейчас я активно изучаю другие сервисы эквайринга. Если найду что-то более удобное, обязательно напишу статью об этом. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!