В школе иногда на дом задается то, что не успели в классе, или вообще что-то не связанное с материалом урока. Ученики забивают на домашние задания, а родители спасают своих школьников, делая все за них. Но как все-таки правильно делать д/з?
Прежде всего, давайте разберемся, что закон говорит о домашних заданиях.
И здесь есть два момента - должен ли ученик делать это делать и в каком объеме.
Ответ на первый вопрос - да, должен.
(ст. 43 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ). В законе есть целая статья об обязанностях школьников.
И кстати, больничный - не является аргументом, почему ученик не готов к уроку или не знает что-то. Даже будучи на больничном, ученик тоже должен учиться и выполнять домашнее задания, это его зона ответственности.
Что касается объема, то здесь ограничения только по времени выполнения.
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ).
Но ведь все же делают задания по-разному, что покажется лёгким одному, другим может выполняться в течение нескольких часов. И кстати один из секретов успеха в этом деле - насколько правильно вы организуете сам процесс выполнения д/з. Есть несколько правил, следуя которым можно в разы улучшить эффективность.
Как правильно делать домашнее задание?
- Сразу после школы пару часов нужно отдохнуть -
и это позалипать в компьютере или смартфоне.В идеале - прогулка на свежем воздухе. Или можно заняться хобби - рисование, конструирование, что нравится ребенку. Но и делать поздно вечером, когда родители пришли с работы - тоже не вариант, активность школьника к этому времени уже на нуле, организм устал и хочет отдыхать. - Все задания не надо выполнять в один присест - так ребенок быстро устает, нужны перерывы - встать, размяться, позволить мозгу переключиться
- Убрать все, что отвлекает от выполнения домашнего задания. Есть во время выполнения ребенок постоянно отвлекается - телевизор, родители, смартфон, то ребенок не концентрируется (а этому тоже надо учиться), и время на домашку сильно растягивается.
- Не изобретать другие пути решения. Нет, творчество - это хорошо, но не во всех случаях. Иногда взрослые дома навязывают ребенку другие методы выполнения задания, правильные с их точки зрения. Как правило, учитель объясняет что и как делать, нужно только послушать его внимательно. А такое перетягивание одеяла только мешает обучению и вводит ребенка в состояние стресса. И да, ребенок тоже должен самостоятельно научиться слушать учителя, запоминать информацию и научиться применять ее. Зная, что дома или с репетитором он все равно как-нибудь да сделает, школьник никогда не научится этому.
- Позволить ребенку самому все делать. Некоторые взрослые из лучших побуждений делают часть работы за ребенка, а некоторые еще и устраивают соревнование между родителями - кто сделает лучше. Такой подход в корне неверен и вредит абсолютно всем.
Конечно, современный ребенок по своей занятости иногда может соперничать со взрослыми - уроки, внеурочная деятельность, элективные курсы, дополнительные занятия и тд. И сейчас все говорят об отмене домашних заданий. Но может надо сосредоточиться не на отмене, а на решении проблемы - может снизить загруженность?