Найти тему
Ghastly sight

Что такое "волшебный фонарь" и при чем тут ужасы?

Начнем с занимательного исторического экскурса в Париж конца XVIII века. Дело в том, что там смотрели фильмы ужасов еще до того, как это стало мейнстримом. До изобретения братьев Люмьер остается еще целый век, а в Париже уже показывают восстающих из могил скелетов, призраков умерших людей и прочую нечисть. Все это действо двигается, увеличивается в размерах, исчезает в одном месте и появляется в другом, сопровождается лязгом, скрипом и ужасными воплями. Думаю, вы догадываетесь, как впечатлена была публика того времени. Впечатлял их один изобретательный человек по имени Этьен-Гаспар Робер, и использовал он не что иное, как «волшебный фонарь». И вот что это за прибор.

Волшебный фонарь (он же магический фонарь, фантаскоп, лампаскоп) – это проекционный аппарат, изобретением которого мы обязаны нидерландскому ученому Христиану Гюйгенсу. Фонарь устроен достаточно просто: деревянный или металлический корпус, внутрь которого помещается источник света, и объектив. Изображения наносились на стеклянные пластины и проецировались с помощью оптической системы. Со временем внутреннее устройство аппарата менялось. Например, в качестве источника света свечи и лампадки уступили место электрической лампе, а в объективе стали использоваться линзы. Короче говоря, волшебный фонарь – это старший брат диапроектора.

Модель волшебного фонаря с дымоходом для лампадки
Модель волшебного фонаря с дымоходом для лампадки

Laterna magica изначально считался игрушкой для богатого дворянства. Но, как это обычно бывает, сытым аристократам она приелась и стала популярной среди простого населения. Использовался фонарь также в научных и религиозных целях. Например, с его помощью иллюстрировали лекции в университетах Англии и Франции. Иезуиты же применяли устройство, чтобы показывать прихожанам кошмары, которые ждут их в аду. Ну, а Этьен-Гаспар Робер, также известный как профессор Робертсон, пугал людей своими «фантасмагориями». Именно так он называл свои представления.

Этьен-Гаспар Робер
Этьен-Гаспар Робер

В Париже Робертсон устраивал фантасмагории в руинах старого монастыря капуцинов, недалеко от Вандомской площади. Местечко, судя по всему, было атмосферным. Чтобы попасть в обтянутый черной тканью зрительный зал, нужно было пролезть через мрачные развалины в часовню. Но оно того стоило. Этьен Робер усовершенствовал обычную модель волшебного фонаря. Он улучшил систему линз и пластины с картинками, приделал к устройству колесики и поставил его на бесшумные рельсы. Изображение проецировалось на кусок полупрозрачной материи, а иногда и на облако дыма, что усиливало «призрачный эффект». В книге А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней» приводится случай с одного из представлений Робера. Некий посетитель пожелал увидеть призрак Жан-Поля Марата, лидера якобинцев, заколотого в своей ванне. Далее цитата: "Робертсон выливает на горящую жаровню два стакана крови, бутылку серной кислоты, двенадцать капель азотной кислоты и туда же швыряет два экземпляра «Журналь дез ом либр». Тут же мало-помалу начинает вырисовываться маленький мертвенно-бледный призрак в красном колпаке, вооружённый кинжалом. Это призрак Марата; он ужасающе гримасничает и исчезает". Ну, чем не спиритический сеанс?

Иллюстрация фантасмагории
Иллюстрация фантасмагории

После того, как Бонапарт совершил переворот и закончил французскую революцию, профессор Робертсон поменял репертуар своей программы, подстроив её под актуальные политические веяния. Как бы то ни было, вскоре иллюзионист перебрался в провинцию, а потом и вовсе подался в Санкт-Петербург. Жил на Невском проспекте, там же и выступал. Говорят, что он бывал и в Москве. Но москвичи были такими суеверными, что вначале посылали на его представления своих крепостных. И уже после, если те вернулись живыми, то шли сами. Робертсон провел в России около 6 лет.

Этьен-Гаспар Робер был не только талантливым иллюзионистом и прадедом фильмов ужасов. Этот бельгиец был профессором физики, изобретателем и воздухоплавателем, 59 раз он поднимался на воздушном шаре. Но за свои фантасмагории он известен больше всего. Ведь даже на его могиле на кладбище Пер-Лашез изображены скелеты и привидения.

Могила профессора Робертсона
Могила профессора Робертсона

Спасибо за внимание!

В следующей статье поговорим уже о настоящем кино.

Сказки
3041 интересуется