"Спасайтесь!" - восклицает проповедник..
Он молод, свят и честен чересчур..
Ревнитель Божьих истин заповедных -
Воинственный Ушурма Шейх-Мансур...!
Первый имам Кавказа Шейх Мансур (тур. «победоносный» - это имя дал ему народ), с рождения носивший имя Ушурма (шайх Учерман), родился в 1765 (по другим данным — 1760) году в чеченском селении Алды, куда его отец, происходивший из тейпа Элистанжхой, вместе со старшим братом переселился за долго до рождения Шейха Мансура.
С раннего детства мальчик интересовался религией, читал и почти наизусть знал Коран. Был на редкость способным и развитым, но молчаливым и впечатлительным. Будучи одним из самых способных учеников, его направляют на учебу за границу, где помимо религии он изучает и другие науки, в особенности его интересовало военное дело. Ко всему прочему, известно, что Мансур был большим мастером кинжальных боёв.
Ушурма выделялся своим могучим телосложением и прекрасной внешностью: «Высокого роста, красивый, стройный брюнет с бледным лицом и пылкой речью. Имя его стало грозой для русских. Могучая речь и пылкая до самозабвения проповедь молодого миссионера, при его красивой выдающейся наружности, быстро завели ему поклонников обоего пола», - писал историк Григорий Прозрителев.
Высокий рост, благородные черты лица, ораторский дар, строгий аскетизм, чрезмерное стремление к справедливости, сострадание к людям и искреннее желание совершенствовать людские души - снискали шейху Мансуру у горцев уважение и любовь.
«Простой пастух, но и духовный пастырь,
Воитель, проповедник и святой…»
Шейх Мансур впервые появился в Курдистане в городе Амеди. Примерное благочестие, которое так чтится на Востоке, красивая наружность и беспредельная скромность вместе с пылкими призывами к молитве и покаянию вдохновляли людей и довершили образ любимца народов. Также известно, что он участвовал в народно-освободительном движении курдов.
В возрасте 20 с небольшим лет, он начал проповедовать религиозно-освободительные идеи среди чеченцев и адыгов, затем и среди кумыкских сел Дагестана, поднимая народы на борьбу против империи, осуществлявшей колонизаторскую политику.
В 1785 году Ушурма женился на скромной девушке из села Гойты, но прямых наследников у Шейха Мансура не осталось: двое его детей, не дожив и до десяти лет, умерли. Они похоронены на старом кладбище в селе Алды.
В то же время, под влиянием проповедей Мансура, Чечня преображалась. По примеру алдынцев во всех селах стали избавляться от курения, прекратили изготавливать бузу - традиционный хмельной напиток из пшеницы или проса. Люди становились добрее друг к другу, прощали кровников, соблюдали пост, ходили в мечети. В центрах сел появились шесты, на которые привязывались всякие находки - деньги и прочие предметы.
Но империя не желала мира на Северном Кавказе. Обе стороны готовились к неизбежным схваткам. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды совершенное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался и адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.
Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, несправедливой кровной местью, и в целом, искоренению тех горских адатов, которые противоречили бы мусульманским законам.
Освободительное движение Ушурмы охватило весь Северный Кавказ. Только к сентябрю 1790 года, после победы генерала Германа на берегу Кубани над объединенным турецко-горским отрядом, Мансура удалось истощить, вследствие чего, непокорный имам с последними остатками войска укрылся в турецкой крепости Анапа.
22 июня 1791 года Анапа пала. Не желая сдаваться, Мансур бросился с факелом в пороховой погреб, однако ворвавшимся в крепость солдатам удалось его перехватить. И всё же, от разрыва снаряда на Мансура обрушилась стена. Когда его нашли рoссийские военные, он был без сознания, но не выпускал саблю из рук и, чтобы забрать ее, солдаты отрубили ему пальцы на руке. Таким образом, в бессознательном состоянии раненный Мансур был пленён.
Под усиленной охраной имам был отправлен в Санкт-Петербург и доставлен в Царское Село. Весть о пленении вождя горцев взбудоражила всю столицу, и наслышанная о красоте молодого человека Екатерина II объявила, что хочет видеть пленника лично и желает познакомиться с ним поближе. Но князь Григорий Потемкин отговорил императрицу давать Мансуру личную аудиенцию: многоопытный фаворит опасался, что Екатерина может поддаться очарованию заносчивого горца. «Обаяние этого загадочного человека было так велико, что все верили в его чары», - писал историк Григорий Прозрителев.
Придворный А. В. Храповицкий, секретарь императрицы, наблюдал и записывал все, что происходило при дворе. События того дня, когда имам появился в Царском Селе, он внесет в свой дневник: «6 июля 1791 года привезли в Царское Село Шейха Мансура, взятого в Анапе: ему 23 года, и с 17 лет начал проказничать, сделал смуту, и нам он стоит до 30 тысяч войска. После обеда водили его близ колоннады, и Государыня изволила его видеть».
Ушурма был готов принять всё, что ему предначертано Аллаhом. Все руководители движения, кроме Шейха Мансура, были помилованы, но он оказался личностью настолько стойкой и сильной, что даже на суде не скрывал, что имеет дух, готовый к новым мятежам, и на предложения обменять свободу на признание того, что его борьба была ничем иным, кроме как «злодейством по принуждению» - имам стойко и категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей и яростной силой. Он, как и прежде был непоколебим, неустрашим и не собирался отказываться от великого дела, за которое боролся.
Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость. Трагическим оказалось для вольнолюбивого горца само пребывание в стране рабов и господ. Через три года страшные тюремные условия и тоска по воле сделали свое дело: Мансур заболел быстротекущей чахоткой и скоропостижно скончался. Тело его было ночью погребено на Преображенской горе.
В пору правления Александра I, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург и просила царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности и когда горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе, царь встал и дослушал рассказ до конца стоя, аргументировав свой поступок словами: «Я не мог сидя слушать о таком человеке».
Но императору нечем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.
Л.Н. Толстой писал в своей повести «Хаджи-Мурат»: «Святой был не Шамиль, а Мансур. Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески, и каялся в грехах, и клялся не делать дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые, - не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах. Тогда и Бог давал успеха народу во всем, а не так, как теперь».
Следует также заметить, что первый чеченский имам никогда не ставил перед собой цель поправить собственное материальное положение. Ушурма родился бедняком. Когда он возглавил широкое народное движение, через его руки прошли огромные ценности, но ничто из них его не соблазнило. Этот человек был величайшим идеалистом и ушел из мира таким же бедным, каким и пришел.
Так закончилась жизнь великого мусульманина-чеченца, отданная святому делу борьбы за свою религию и свободу народов Кавказа. Однако начатое им дело, продолжило жить, и уже в скором времени, весь Кавказ воспылал освободительной борьбой.