Найти тему
Профессор риторики

Как самому определить происхождение слова? Этимология подлинная и "народная". Истина и спекуляция

Часто мы встречаем тексты, в которых доказательствами служат ссылки на происхождение слов. От этимологии (происхождения) слова и строят рассуждения. Вот пример:

ПОЛЬЗА  18.10.2018 23:07

ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по-восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19). Сочетание основного образа «легкий, невесомый» с приставочным «возвратиться» порождает единое представление о пользе как о возвращении к легкой жизни, облегчении. Стремясь к общей пользе как к облегчению жизни, мы буквально пытаемся устроить себе рай на земле. На бесполезность суетных попыток человека богатеть и наслаждаться, пользуясь плодами своих трудов, указывает еще Ветхий Завет: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст, 5:14-15). Согласно Ветхому Завету единственное делание, приносящее пользу, это благотворение, сопровождаемое добрым словом в адрес нуждающегося: «Что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Число дней человека — много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности. Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. Он видит и знает, что конец их очень бедствен, и потому умножает милости Свои. Милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его. Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово — лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяния слово? а у человека доброжелательного и то и другое» (Книга Иисуса сына Сирахова, 18:7-17). Согласно Евангелию, единственно настоящую пользу приносят действия, направленные на очищение, хранение и спасение человеческой души для вечной жизни: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8:36).

См. важный, вес, льгота.

http://pervobraz.ru/slova/article_post/polza

Длинное и, кажется, научное доказательство. Тут вроде бы и спорить нечего. Да и как?

А вот как. Проверим, верна ли этимология. Открываем этимологический словарь (в Интернете или настоящую книгу) . Лучше всех - "Этимологический словарь русского языка" Макса Фасмера или "Историко-этимологический словарь современного русского языка" Павла Яковлевича Черных. Находим наше слово, в данном случае - слово ПОЛЬЗА.

Вот что выясняется:

ПОЛЬЗА – слово древнерусское (с XI в. известно из текста Остромирова Евангелия), происходит от старославянского ПОЛЬЗА, ПОЛЬЅѨ; (слова полезный, пользоваться известны с 1627 г.). Оно восходит к общеславянскому *polьga, от корня *lьg- (с ним: *lьgъkъ, *lьgota) (звездочками в тексте словарей отмечаются слова древних, уже не существующих, восстанавливаемых учеными языков)–в русском: легкий, льгота (и родственное им слово, возникшее также под влиянием церковнославянского языка: нельзя).

Общеславянская приставка ПО (PO) восходит к к общеиндоевропейской приставке *pos (откуда древнегреческое άπό, древнеиндийское Άπι и сходная приставка в других индоевропейских языках).

Общеславянский корень *lьg- возник от общеиндоевропейского *lṇgṷh- (light, lungs в современном английском, levis в латыни.; έλαχύϛ в древнегреческом и др.).

ПОЯСНЯЕМ: индоевропейский язык, или общеиндоевропейский язык-основа, или праиндоевропейский язык существовал до тех пор, пока индоевропейцы составляли единство - до 4-3 тысячелетия до н.э. Теперь он восстанавливается лингвистами, а его корни и другие части слова отмечаются в записи знаком звездочки.

Затем он делится на языковые семьи, одну из которых составила славянская (возможно, балто-славянская). Ее объединял общеславянский (праславянский) язык. Его тоже восстанавливают этимологи, специалисты по сравнительному языкознанию. И корни, приставки, суффиксы этого языка, ныне уже не существующего, тоже в записи принято в словарях и научных работах отмечать звездочками.

Итак, если корню нашего слова в этимологических словарях находят соответствия в древнегреческом, латыни, германских, романских, славянских и других индоевропейских языках - значит, он древнего индоевропейского происхождения. Как в случае со словом "польза".

Если только в славянских (и балтийских языках) - значит, корень - древний общеславянский.

Родство слов по происхождению определяют строго по научным (академическим) этимологическим словарям. Все остальное требует или специальной научной работы и соответствующей квалификации, или является фантазиями и домыслами. Так называемая "народная этимология" - определение родственных отношений между словами, их происхождения и общности на основе сходства их звучания и написания - путь к забавным, часто милым, творческим, но совершенно безосновательным и бесполезным. Все доказательства, построенные на народной этимологии, к сожалению, вовсе не доказательства, а такие же милые фантазии.

УЧЕНЬЕ БЕЗ УМЕНЬЯ НЕ ПОЛЬЗА, А БЕДА!

-2