После многочисленных допросов, проведенных с детьми, родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами, репутация семьи Фалатер по-прежнему оставалась безупречной. Они действительно никогда не ссорились, даже никогда не повышали друг на друга голос. У них не было измен, не было любовников на стороне, долгов, страховок на крупные суммы. Представить хоть какое-то насилие в этой идиллии никто не мог.
Часть Первая - "Безупречный брак"
Дальше началась череда неврологических обследований Скотта. Применялось ЭЭГ, МРТ, но никаких отклонений в работе мозга не было установлено. Криминологический психолог, проведя ряд специальных тестов, также заключил, что не наблюдает никаких патологий. Вместе с работой различных экспертов продолжались и допросы.
Следователям удалось выяснить, что убийство во сне, по крайней мере, в этом деле не такой уж и бред. При разговоре с родителями и сестрой Скотта выяснилось, что с самого детства у мальчика был лунатизм. Сестра Скотта, Лора, рассказала, что однажды пыталась разбудить его во время его хождения во сне, и он отреагировал, бросив ее через всю комнату. Больше случаев насилия в состоянии лунатизма в жизни Скотта не было. Подобная информация действительно осложняла задачу.
К делу привлекли Розалинд Картрайт, профессора психологии и специалиста по расстройствам сна. В профессиональной деятельности Розалинд уже была очень необычная история снохождения. Почти 10 лет назад Розалинд участвовала в судебно-медицинских освидетельствованиях лунатика-убийцы Кеннета Паркса. Это один из самых известных случаев преступления, связанного со сном.
Безработный Кеннет Паркс проживал в Торонто, Канада. 23 мая 1987 года Кен заснул перед телевизором за просмотром субботних новостей. Ночью он поднялся с дивана, оделся, пребывая, как было доказано, во сне, проехал около 23 километров за рулем до дома родителей своей жены. Он заколол ножом свою тещу и напал на тестя, начал его душить, пока тот не потерял сознание. Тестю удалось выжить. При этом у Кена с этими людьми были очень теплые отношения. Затем Кен начал ходить по дому. Он услышал крики детей его тещи и тестя. Поднявшись к ним на второй этаж, он подошел к двери, которая вела в детскую, она была заперта. Дети закрылись от родственника-убийцы. Потом они рассказывали, что слышали за дверью как будто рычание дикого зверя. Кен постоял у двери несколько минут, издавая пугающие звуки и затем спустился во двор, сел в машину и уехал. Он проснулся в автомобиле весь в крови.
Сталкиваясь с лунатизмом с самого детства и совершая самые разные действия во сне, Кен понял, что в этот раз он сделал что-то ужасное, более того, затуманенные воспоминания начали возникать в его голове. Он направился в полицейский участок. Кеннет Паркс был оправдан на основании доводов о сомнамбулизме.
Сомнамбулизм или лунатизм классифицируется как расстройство сна, относящееся к семейству парасомний. Это широкая категория расстройств и состояний, которые нарушают сон. В спектр парасомний также входят страшные сны. Человека, который ходит во сне, называют сомнамбула.
Сомнамбулы могут сидеть, ходить, демонстрировать сложное моторное поведение: есть, передвигать и переносить предметы, ездить за рулем, готовить (что-то вроде бутерброда). Они находятся словно в разъединенном состоянии: тело работает, а вот мозг функционирует не совсем полноценно. Разум может представлять что угодно вне реальности. Сомнамбулы прекрасно ориентируются в пространстве, но никого не узнают во сне. Все действия совершаются с открытыми глазами, но без осознания происходящего. Похожие на зомби, не чувствующие боли, сомнамбулы часто молчаливы, либо могут произносить некоторые немногочисленные слова, часто невнятно. После пробуждения иногда сохраняются смутные воспоминания о пережитом, но чаще человек ничего не помнит. Эти состояния могут возникать или учащаться после психоэмоциональных нагрузок, стрессов и нарушений режима сна. В большинстве случаев сомнамбулы абсолютно безопасны. Поведение Кеннета Паркса в подобном состоянии было очень необычно и поразило даже экспертов.
Истории спящих убийц заканчивались по-разному. Например, британец Джулз Лоуи в отключенном сознании 30 октября 2004 года избил до смерти своего пожилого отца. Джулз был признан судом невиновным в убийстве, но суд постановил, что он будет отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику.
Произошедшая трагедия в жизни Скотта Фалатера могла привести как минимум к двум исходам в его судьбе, которые зависели в основном от психолога Розалинд. Она изучила все полицейские и медицинские отчеты, результаты тестов, показания свидетеля, видеозаписи многочисленных допросов. Розалинд установила множество параллелей с Кеннетом Парксом. Она наблюдала реакцию Скотта от шока и непринятия до осознания правды, что убийца именно он. Реакция Скотта ее убедила. Также она посчитала, что поведение Скотта в ночь убийства не логично. Пыталась объяснить все его действия с точки зрения совершения их во сне.
Обвиняемый к моменту убийства на протяжении длительного времени испытывал стресс, это подтвердили близкие и дети. А в детстве, по словам родных, он страдал нарушением сна.
Скотта направили в Центр исследования и лечения расстройств сна, где эксперты изучали его мозговые волны, снимали физиологические показатели во время сна в течение четырехдневного периода и обнаружили нарушения, согласующиеся с нарушениями у лунатиков.
Это убедило Розалинд в невиновности Скотта. Ее версия была такой.
Было известно, что Скотт несколько дней до страшной ночи никак не мог починить насос у бассейна. Розалинд считала, что во время лунатизма Скотт, одержимый этой идеей наяву, взял фонарь, нож и пошел ковыряться им в насосе. Говорить о безрезультатности этих действий не стоит, в снохождении реальность воспринимается иначе. Ярмила, обеспокоенная странным молчаливым поведением мужа, который уже уходил спать, подошла к нему, чтобы узнать, в чем дело. Розалинд предположила, что нервная системы Скотта отреагировала на Ярмилу как на помеху, которую надо устранить, что повлекло выплеск агрессии и вылилось в атакующее поведение. По словам Розалинд, лунатики не способны распознавать лица. Скотт принял Ярмилу за нападавшего на него неизвестного субъекта.
В суде, выступая на стороне защиты, Розалинд Картрайт вместе с еще одним экспертом по имени Роберт Бротон рассказали о сомнамбулах, как с их точки зрения все произошло в ту ночь в голове у Скотта.
Роберт Бротон - профессор неврологии, директор Центра расстройств сна в Оттавском университете заявил: «Человеческий мозг невероятно сложен. Его возможности, как и нарушения в его работе, очень многочисленны».