Или короткий рассказ об одной очень редкой, романтической и, к сожалению, уже вымершей профессии.
И так, начнем сначала. Шёл 1991 год. Последние потуги Советской власти, и Советской Армии. Уволившийся в запас, из этой судорожной армии, Савелий Чудов прибыл домой в героический город Днепропетровск. Два года в армейском дурдоме пролетели как-то подозрительно быстро и нужно было где-то пристраиваться на гражданке.
Савелий красавец высокого роста и, как говорили офицеры, ещё и с разумным взглядом, был страшным лентяем и не просто лентяем, а ещё лентяем хитрым и флегматичным.
В армии он получил профессию радиотелеграфиста. Хотел уйти радистом в море,но из-за допуска к так называемым секретным частотам, его туда не допустили.
Прибыв домой Савелий, как положено недельку погулял, и когда уже на водку не мог смотреть без содрогания, решил навестить своего дядю Панаса Мироновича.
Панас Миронович Бровенко, человек прямой и решительный, приходился Савелию дядькой, а точнее мужем сестры его матери. Правдолюб и борец за правду, Панас Миронович часто скандалил с соседями по даче, на рынке, в магазине.
Доходило иногда до абсурда. Проходя как-то по базару, Миронович заметил пожилую женщину, торгующую всякой импортной ерундой. Разразился грандиозный скандал. Мироныч узнал в этой мелкой торговке парторга школы, где в молодые годы он работал преподавателем физкультуры.
Мироныч никогда не был партийным, но эта дама-парторг очень требовательно настаивала на его увольнении за якобы рассказанный им политический анекдот. "Ты же коммунистка, а занимаешься спекуляцией" это были те немногие слова Мироныча, которые можно привести в этом тексте.
Попарившись в дачной бане, за рюмкой домашнего коньяка, Мироныч стал учить уму-разуму ленивого племянника.
"Савелий, ты же лодырь, я же тебя с детства знаю"--со смехом вещал он.--"Трудиться ты где думаешь?" Савелий вспомнил, что дядька до сих пор работает, хоть и был пенсионером. Но самое главное Савелий вспомнил где и кем дядька работает.
Мироныч разъезжал по всей стране, точнее его таскали локомотивы. Механик рефрижераторных установок на железной дороге--РЕФ. Не работа ---мечта ещё и доход постоянный, так думал Савелий.
В итоге на почти слёзные просьбы Савелия, дядька устраивает его на курсы и через полгода Савелий со своими однокурсниками во всей своей красе появляется в рефрижераторное депо
К всеобщему разочарованию новоиспечённых механиков депо сначала на два месяца бросает их на строительство многоквартирного дома. Савелий не косит, трудится наравне со всеми, с нетерпением ожидая того прекрасного дня, когда под ним по стыкам рельсов будут приятно и упоительное стучать колеса.
Прошло время, дом достроили, молодые механики стали понемногу разъезжаться. Савелий тоже заходил к начальнику колонны, интересовался своим будущим.
Наконец настал день, когда Савелий с удивлением увидел у начальника дядьку Мироныча. Прежде они договорились, что вида не будут подавать о том, что они родственники.
"Вот, Чудов, твой первый ВНР (начальник), заслуженный железнодорожник Панас Миронович. Он тебя обучит тому чему на курсах не обучают. Оформляйте документы и вперёд принимать смену в Москве, короче в добрый путь" было заметно, что начальник еле сдерживается, чтобы не засмеяться.
"Мироныч, ты что специально за мной охотился, у тебя же напарник есть постоянный?" спросил Савелий дядьку, когда они уже вышли из кабинета.
" Ты понимаешь этот алкаш уже задрал меня своими запоями. Представляешь допился в Житомире уже менял харчи на самогон. Кстати самогон там довольно противный, резиной воняет" дядька грустно улыбался." С тобой, Савелий, мы таких делов наделаем, не пожалеешь" добавил он, и уже деловито начал объяснять племяннику, что нужно брать с собой в командировку.
Прежде всего они на даче на собирали шесть коробок абрикос, тех коробок, которые из под сливочного масла. После веселой загрузки в плацкартный вагон и веселой поездки наши герои рано утром прибыли в Москву.
Так уже сложилось у Савелия, что за 21 год он ни разу не бывал в Москве, да что там в Москве за пределы Украины никуда не выезжал. В армии он служил сначала под Киевом, потом под Одессой.
И вот Курский вокзал, много людей, Савелий, Мироныч, абрикосы. Савелий с большим любопытством смотрел по сторонам, ведь он был парень по своему впечатлительный. Впечатления не заставили себя долго ждать.
Когда Савелий с Миронычем квадратно-гнездовым способом перемещали свои вещи и абрикосы к выходу из вокзала, Савелий заметил под красивым плакатом "Вас приветствует город-герой Москва" лежавшую, ещё молодую на вид, но уже совершенно спившуюся, спящую женщину. У неё задралась короткая юбка, и всем просто бросалось в глаза, что никакого нижнего белья эта, в прошлом, красавица не носит принципиально. "Как гостеприимно и просто по домашнему встречает нас город-герой" подумал Савелий и поделился этой мыслью с Миронычем.
Вокруг было много бомжей, на каждом углу играли целые симфонические оркестры, Украина уже отсоединилась, шёл 1992 год.
Абрикосы продались очень быстро. Торговали на Белорусском вокзале. Мироныч справедливо рассудил, что здесь народ уезжает и приезжает с северных районов бывшего СССР. После этого поехали на станцию Люблино принимать секцию.
Мы должны объяснить незнающих читателям, что же это такое рефрижераторная секция.
Четыре грузовых вагонов с холодильным оборудованием и пятый жилой в котором находится: дизель-генераторы, щитовая управления, кубрик- купе с четырьмя койками, кухня, туалет, душ. В общем все удобства однокомнатная квартира.
Смену приняли без эксессов. В довесок к списку оборудования мужики оставили рыжего котенка Федю.
Начались трудовые будни. Секция была груженная армянским консервированным компотом. Необходимо было поддерживать нужную температуру, т.е. для Савелия сразу началась практика.
Через два дня потянули на какую-то базу, где их уже ждал армянин предложил этих компотов.
Ночь простояли на базе. Савелию пришлось сбегать за бутылкой и пожарить картошку. Мироныч с армянином общались, обсуждая разные политические вопросы того времени. Особенно Мироныча интересовало за сколько в Армении можно купить маленький инкубатор, он хотел на даче выращивать кур. Армянин отвечал, что не знает, потому что уже двадцать пять лет живёт в Кременчуге, а присмотреть за грузом попросили его армянские друзья, прислав документы почтой.
Утром, часов в 12 , началась выгрузка. Нет, грузчики это пять мужиков и одна молодая женщина, пришли очень рано, но у них у всех была известная утренняя болезнь. Пока скинулись на лекарство, пока сбегали за ним, прошло время. Наконец принесли 10 бутылок крепления лекарства и 10 бутылок сухого подлечились.
Принялись за разгрузку. Работали быстро и даже как-то изящно. Савелий познакомился с женщиной, её звали Таня. Она таскала ящики с трехлитровыми банками наравне со всеми мужиками.
Таня была по своему красивая. Высокая тридцати двухлетняя блондинка! Под клетчатой мужской рубашкой угадывалась большая и, наверняка, очень красивая грудь. Правда кулак у неё был как полголовы Савелия.
От Таниного подзатыльника один мужичок свалился как подкошенный. Этот умник решил втихаря ещё подлечиться, оставшимся на обед лекарством. Таня, заметив это, мгновенно восстановила справедливость.
Савелий болтал с ней до обеда. Танюша таскала ящики даже не запыхавшись и трещала без умолку. Савелию очень нравился её мелодичный московский говор.
Савелий долго и искренне смеялся, когда услышал от Тани, что оказывается на Украине голод, на улицах лежит много людей потерявших создание от истощения.
У грузчиков наступило время обеда и Савелий, понукаемый недовольным дядькой, пошел по складам. Мироныч бурчал, что это нужно было давно уже сделать, а не болтать с подвыпившей женщиной.
Подходя к первому складу, Савелий вспомнил Танюшины рассказы про Украину и тут же состроил несчастную физиономию.
В общем Мироныч остался доволен. Савелий ходил по складам и подтверждал московские сказки. Ему несчастному, голодному украинцу на каждом складе что-то давали. В итоге на секции набралось килограмм 150 овощей, десятилитровая канистра постного масла, две десятилитровая жестяные банки повидла и два блока болгарских сигарет.
После обеда Савелий шёл снова поболтать с Таней, но кладовщица очень его удивила. Она сказала, что танин муж припёрся пьяный, дал Танюша в глаз и уволок её плачущую домой.
"Что же там за муж--Геракл?" спросил кладовщицу Савелий. Она его ошарашила, ответив,что этот " Геракл" ещё утром, в мокрых штанах, валялся возле ворот базы. Савелий вспомнил это тело. По сравнению с Танюшей это был какой-то лилипут. В общем женщины это большая загадка.
Поздно вечером порожнюю секцию маневровый локомотив притащил на какую-то товарную станцию. После ужина Савелий сидел и курил на ещё теплых московских рельсах. Впечатления просто бурлили в его голове.
Он думал о России, о Москве. С какой-то грустной теплотой он вспоминал Танюшу. Такую, с одной стороны, сильную и смелую амазонку, а с другой такую милую и несчастную женщину, которая очень страдает от мужа--тирана, от мужа--конченого алкаша.
Уже, укладываясь на свою койку, Савелий подумал, что всё-таки выбрал очень хорошую работу. Он конечно не знал, что впереди его ещё ждут: Лабытнанги, Архангельск, Таджикистан, опять Москва, Одесса. И это всё за эту одну командировку.
Ну а пока Савелий спокойно спит, мы заканчиваем эти весёлые записки, но заканчиваем их временно. Мы ещё обязательно возвратимся к уже новым приключениям весёлого и впечатлительного механика Савелия.