Вы когда-нибудь задумывались о том, что произойдет с рынком труда через 20-30 лет?
Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, погрузимся в прошлое: думали ли мы 20-30 лет назад, что на бирже появятся такие вакансии как фронтенд/бэкенд/фуллстэк разработчики? Конечно нет.
Мы не могли знать, что веб-сайты приобретут такое значение в нашей жизни. Попробуем поразмыслить насчёт уже известных нам профессий:
Водитель
А помните, раньше нужно было звонить в таксопарки? С приходом на рынок мобильных приложений таких как Uber или Яндекс.Такси все изменилось. Теперь такси можно вызвать одним тапом по экрану. Автоматизация уже затронула и навсегда изменила сферу, а что будет дальше?
Автомобиль всё еще остается самым опасным видом транспорта, по вине водителей. А что, если люди перестанут управлять автомобилями?
А что, если в каждой машине будет встроен автопилот и все машины будут подключены к единой сети? Это напрочь исключает вождение в нетрезвом виде и другие риски управления автомобилем человеческой рукой. Машина может стать просто роботом, цель которого — отправить в место назначения самым быстрым путём. Роботы смогу взаимодействовать между собой и без конфликтов добираться до нужного места, а ещё обеспечивать идеальное соблюдение ПДД. Автомобиль без аварий и травм. Фантастика(хотя, смотря на автопилот в Tesla, почти реальность).
Сотрудники складов
В 2018-ом году, после множественных бунтов о повышении минимальной заработной платы до 15$ в час компания Amazon заменила 20000 работников своих складов на роботов. И ни капли не пожалела.
Маленькие металлические помощники научились за 15 минут выполнять больше задач по сортировке, сбору, упаковке и отгрузке товаров, чем человек-сотрудник успевал сделать за час. Благодаря этому компания уже тогда снизила операционные расходы на 13 складах на 20% – по 22 миллиона долларов на каждый склад (тут надо учитывать, что склады у Amazon гигантские, каждый как двадцать футбольных полей).
Причем преимущества роботов заключались не только в их скорости – и отсутствию требований по повышению минимальной зарплаты. Оказалось, что в помещении с ними можно экономить на отоплении. Машины не настолько требовательны к условиям работы, как люди, и холод на складе им даже приятен. Плюс, в оснащённом роботами складе на каждый квадратный метр можно потенциально вместить на 50% больше товаров – за счет уменьшения расстояния между стеллажами. Маленьким роботам для перемещения нужно гораздо меньше места, чем людям.
Охранник
Представим, что мы — владелец магазина. У нас есть пять камер без слепых зон, два индикатора на входе и программа, которая сканирует лица всех входящих в магазин людей.
Программа сравнивает лицо со всеми базами данных и выявляет нарушителя еще на стадии входа в магазин. А если зафиксируем нарушение — сразу вызовем полицию.
Так, зачем нам каждый месяц платить охраннику, когда мы можем поставить высокоуровневую систему охраны и заплатить всего один раз?
*а вот и первые роботы-шоплифтеры*
Кассир
Видели очереди в магазинах? Зрелище неприятное. вы ведь просто хотели взять нужные продукты, быстро расплатиться и уйти.
Еще в 2016-ом году всё та же Amazon начала тест своего магазина Amazon Go, первого в мире магазина без касс и очередей.
Система до безумия проста — вы приходите, берете все что вам нужно, проходите через специальный турникет и сумма просто списывается с вашего счёта в Amazon.
А что, так можно было?
Бухгалтер
Каждый бухгалтер пользуется калькулятором, а так же специальными вычислительными алгоритмами. Человек просто выучил алгоритмы и ведет подсчёт. Эта сфера уже активно автоматизируется. И не исключено, что скоро будет совсем наоборот: “калькуляторы” будут пользоваться бухгалтерами для своего обслуживания, ведь проще присматривать за тем, кто считает, чем держать в голове десятизначные суммы.
*не исключено, что именно этот робот будет считать вам зарплату*
После прочтения этой статьи, моя задача как автора состоит в том, чтобы вас успокоить. Да, автоматизация вытесняет работников-людей. Но мы должны думать наперёд. Наша жизнь еще не скоро автоматизируется полностью, и как писал Юваль Ной Харари в своей книге “21 урок для 21-го века”:
«Люди не должны конкурировать с алгоритмами, вместо этого они могут обслуживать их и правильно использовать.»