Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Призраки Гойи

Оглавление

(Goya's Ghosts, 2006, Испания)

Никто не спорит с тем, что тактический налобный фонарик изобрели испанские живописцы. Но как, чёрт возьми, Холмс, на них при этом не загорались и даже не дымились шляпы?
Никто не спорит с тем, что тактический налобный фонарик изобрели испанские живописцы. Но как, чёрт возьми, Холмс, на них при этом не загорались и даже не дымились шляпы?

Несмотря на то, что последняя картина умершего в 2018-м, титана мирового кино Милоша Формана ("Пролетая над гнездом кукушки", "Амадей", "Регтайм", "Народ против Ларри Флинта") не произвела такого шума, как его культовые ленты, всё равно, аккорд, на котором маэстро завершил свою кинокарьеру, получился чертовски красивым. И тоже был сыгран на фоне любимой Форманом, эффектно-костюмированной эпохи конца 18 - начала 19 веков ("Амадей", "Вальмон").

Это ещё что! Посмотрите, в какой кошмар превратится причёска Бардема через год, когда он будет играть свою оскароносную роль киллера Чигура у братьев Коэнов.
Это ещё что! Посмотрите, в какой кошмар превратится причёска Бардема через год, когда он будет играть свою оскароносную роль киллера Чигура у братьев Коэнов.

На сей раз полёт исторической фантазии унёс Формана ещё дальше на запад - в Испанию. И на целых полтора десятка лет, в период с 1792 по 1807 годы. Правда, бо́льшая его часть пройдет за кадром, поскольку нам покажут не всю эту грандиозную эпопею, а лишь её самые интересные и ключевые, первую и финальную главы.

А началось всё с того, что жутковатые и двусмысленные гравюры Франциско Гойи вызывали у Испанской инквизиции неслабое, как сегодня говорят, подгорание тыловой области чресл. Однако подвесить смутьяна на дыбу и забанить его работы инквизиторы не могли - Гойя уже был придворным живописцем Карла IV, и наезды на него грозили выйти им боком.

Вот почему радетели за веру, мораль и отечество срывали свою злость на всех тех, у кого не было столь крутой "крыши". Ради чего бдительный святой отец Лоренцо (Хавьер Бардем) активизировал целую сеть стукачей, в чьи обязанности входило искать вероотступников и доносить на них. А также на всех тех, кто просто "мордой не вышел", ведь истинных врагов церкви было мало, а план по их поимке никто не отменял.

- Покайся, девочка! - Не понимаю вас, святой отец. Вы верно ошиблись, мне не в чем каяться.  - Как это, не в чем? А за "Звёздные войны", эпизоды первый и второй, кого на "Золотую малину" номинировали?
- Покайся, девочка! - Не понимаю вас, святой отец. Вы верно ошиблись, мне не в чем каяться. - Как это, не в чем? А за "Звёздные войны", эпизоды первый и второй, кого на "Золотую малину" номинировали?

Одной из таких случайных жертв оказалась любимая натурщица Гойи Инес (Натали Портман). Вся вина которой оказалась в том, что она, видите ли, не любила... свинину. Ну не нравилось Инес жирное мясо, что тут поделать! Однако сия её антипатия к открытому примерно в ту же пору наукой холестерину была замечена агентами Инквизиции. Поэтому вскорости девушку вызвали "куда следует" для ответов на целый список неудобных вопросов.
И, конечно, ответы глупенькой Инес были отнюдь не теми, за которые перед ней извинились бы, а та беседа завершилась бы дружеским чаепитием.

И вот, когда перед нами разыгралась вроде бы типичная историческая драма, Милош Форман вдруг возьми да начни изгибать сюжетную линию то в одну, то в другую непредсказуемую сторону. А после того, как вы изрядно наудивляетесь, он лёгким росчерком пера напишет на экране "15 лет спустя" и начнёт удивлять вас по второму кругу.

И хоть кое в чём завихрения этой истории напомнят вам бразильские сериалы, вы все равно не обзовёте её банальной. Ибо даже из, казалось бы, откровенной мелодрамщины Форман мог сотворить произведение искусства - точно так же, как из глины одни способны вырезать тончайшей работы фреску, а другим по силам всего лишь слепить пепельницу.

Как ни тужились посланники Наполеона  продемонстрировать гордым испанцам, чтобы те не вздумали их нервировать, даже столь категорические намёки испанцы не понимали.
Как ни тужились посланники Наполеона продемонстрировать гордым испанцам, чтобы те не вздумали их нервировать, даже столь категорические намёки испанцы не понимали.

***

В общем, пускай не лучшая, но всё равно отлично прорисованная и насыщенная событиями, картина творца легендарного "Пролетая над гнездом кукушки". Со всё теми же узнаваемо ироничными формановскими интонациями, хотя вроде бы данная история не слишком располагает к иронии.
Как бы то ни было, но даже в такой суровой обстановке Форман не сумел быть предельно серьёзным. И предпочёл распрощаться со своими поклонниками на привычной для себя ноте лёгкой сумасшедшинки, не проливая напрасных слёз и не толкая торжественные речи.
Иными словами, красиво ушёл, чего уж там. Далеко не всякому подобное удаётся, но покойный пан Милош как раз и был этим "не всяким", так что всё закономерно.

Трейлер фильма: