Куратор московского строительного комплекса и главный идеолог московского проекта реновации Марат Хуснуллин получил высокий пост в правительстве Мишустина. Идея обеспечения отдельных застройщиков бюджетными деньгами, ой, простите, реновации понравилась многим власть имущим не только в Москве, но и в регионах. Всё чаще появляются презентации похожих на московскую региональных программ. Но так ли позитивен московский опыт? Предлагаю для начала посмотреть на промежуточные итоги этой девелоперской вакханалии с градостроительной точки зрения.
Программа реновации была утверждена в 2017 году, ее формальным инициатором стал мэр Москвы Сергей Собянин. В нее сначала вошли панельные хрущёвки 1950–1970-х годов постройки, но впоследствии многие с удивлением обнаружили в ней и совсем другие объекты, в том числе «сталинки», которые по качеству, функциональности и долговечности ещё дадут фору многим строящимся сегодня домам. Особенно тем, которые возводятся в рамках этой самой реновации.
Что же возводят на месте сносимых в процессе реновации кварталов? На старте программы столичный градоначальник заявлял о том, что на месте сносимых домов будут строить многоэтажки, но не небоскрёбы: 6–14 этажей. Потом пришёл черёд парадных презентаций и международных конкурсов поквартальной реновации: мировые архитектурные «звёзды» в качестве авторов, хай- и био-тек, постмодернизм и деконструктивизм, искусственные озёра и променады.
Только в действительности всё это осталось чертежами и макетами. С 2019 года проекты застройки превратились в типичные и уже привычные «человейники», растущие вверх и вширь. Всё ради уплотнения, всё ради максимизации «выхода» жилья с участка. Даже первые продемонстрированные проекты предполагали строительство на освобождающихся площадках втрое-вчетверо больше квадратных метров, чем было раньше. Но аппетиты росли, и этого было уже недостаточно. Да, представленные проекты довольно современны: фишки вроде «двор без машин», подземные парковки, велодорожки и футуристические детские площадки, но всё это в окружении жилых зданий в 75, 90 и даже 100+ метров в высоту на месте тихих и когда-то зелёных московских двориков. Рекорд за рекордом: в Бутырском районе спроектировано 40-этажное здание, в Покровском-Стрешнево – небоскрёб высотой более 250 метров (70+ этажей!). Всё на продажу! Даже чиновники особо не отнекивались: чем больше жилья, тем лучше – расходы на реновацию ветхого жилфонда надо отбивать. Возмущение жителей районов стало зашкаливать, обсуждения проектов в рамках публичных процедур с жителями становились настоящими «горячими точками». Активность неравнодушных москвичей в ряде случаев дала свои плоды. Так, тогдашний заместитель мэра по строительству и архитектуре Хуснуллин в какой-то момент начал оправдываться. Мол, цель благая – ускорить переселение жильцов пятиэтажек. Дальше он договорился до того, что строительство высоток назвал не несущей городу выгоды: сложное лифтовое и насосное хозяйство, усиленные фундаменты высоток и проч.
Но борьба продолжается с переменным успехом сторон. Так, в уже упомянутом Покровском-Стрешнево решили не возводить скандальный 72-этажный дом, но зато увеличили проектную этажность и высотность нескольких других объектов – с 75 до 85 метров. Хорошево-Мневники вроде бы получит парк вместо запроектированного первоначально 36-этажного дома высотой свыше 100 метров.
Ставки в этой игре слишком высоки. На кону миллиарды долларов, которые достанутся чиновникам и девелоперам. Только прибыль, только хардкор. Потеряет ли столица своё знаменитое купеческое очарование, будучи застроенной небоскрёбами? Или наоборот, получит изюминку за счёт контраста футуризма и традиционализма?
Как будут жить коренные москвичи в домах по соседству с этими новоделами остается за скобками? Или так и должно быть: Москва – мегаполис будущего, город для всех и нет места сантиментам? Не знаю. Но эти циклопические штуки из стекла и бетона мне не нравятся. И потому мне немного грустно.
Подписывайтесь на «ФИШКИ НЕДВИЖКИ» - здесь найдётся место и для ностальгии!