Найти в Дзене
KrohaPuzz

Как убедить ребенка ходить в садик без слез

Оглавление

Чтобы понять, как правильно поступать родителям в данной ситуации, важно выяснить причину «бунта», и решить проблему самостоятельно или с помощью психолога.

Действия родителей зависят от конкретной ситуации и от причины, по которой ребенок не хочет ходить в садик.

  • Если нежелание ходить в детсад возникло при первых посещениях, ребенку нужно помочь адаптироваться. Конечно, встречаются дети, которые сами хотят идти в детский сад и прекрасно там адаптируются – даже в первый день посещения садика мама уходит без всяких слез и забирает из садика абсолютно всем довольного ребенка. Но в большинстве случаев все выглядит иначе – вполне довольный новыми впечатлениями ребенок абсолютно не готов к длительной разлуке с мамой, и уже на второй день садика начинаются слезы. Для того чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, рекомендуется заранее приблизить режим дня к режиму дня в садике, во время прогулок поощрять игры с другими малышами, по возможности устроить экскурсию в ваш будущий детский сад. В первый день оставьте ребенка всего на час или два, и постепенно увеличивайте время его пребывания в детском саду. Забирать малыша на начальном этапе лучше тогда, когда он сам этого захочет.
  • В том случае, когда причиной отказа ходить в садик является непривычная для ребенка пища или необходимость спать днем, вам нужно поговорить с воспитателем. Не каждая мама дома заставляет своего карапуза доедать все до конца, а о качестве еды в садике можно говорить долго (манная каша с комочками или слишком густая, к подливке ребенок не привык, запеканку он вообще не любит и т.д.). Но воспитатели не любят, когда дети часами сидят над тарелкой или вообще отказываются есть, и бедный ребенок вынужден давиться нелюбимым блюдом или оставаться за столом, пока не доест. Поинтересуйтесь у воспитателя, нельзя ли не наливать именно вашему ребенку подливу (заменить кисель чаем и т.д.), можно ли дать ему с собой бутерброд вместо запеканки, и объясните – ничего страшного в том, что ваш ребенок не доест суп, нет. Вы твердо уверены, что малыш от голода не умрет и съест сколько захочет, просто не нужно его заставлять, если он отказывается. С дневным сном ситуация выглядит немного сложнее – в наших садиках много детишек и мало нянечек и воспитателей, поэтому отдельно заниматься вашим бодрствующим ребенком воспитатели не готовы. Если у вас не получается забирать малыша до сонного часа, попросите воспитателя разрешить малышу тихонько рисовать или лежа рассматривать книжки. При этом не забудьте объяснить крохе, что во время дневного сна нужно вести себя тихо, так как другие детки спят. В крайнем случае, просто попросите не требовать закрывать глаза и спать – это тоже компромиссное решение между требованиями воспитателя и желаниями ребенка.
  • Если ваш ребенок требует постоянной опеки, развивайте постепенно навыки самообслуживания в игровой форме. Конечно, приучать ребенка к самостоятельности нужно еще до садика, но не у всех детей одинаково хорошо развита мелкая моторика. Если кроха справляется с ложкой и застежками, но делает он это достаточно долго, дома занимайтесь с ним развитием мелкой моторики (этому способствуют пальчиковые игры, лепка, перебирание мелких предметов и т.д.). При недостаточных навыках самообслуживания постарайтесь упростить ребенку жизнь – подберите практичную и удобную одежду без кучи застежек и завязок. Лучше выбирать модели с кнопками, расположенными спереди – с ними ребенку справится легче, чем с пуговицами. Юбки и штаны желательно выбирать на резинке, а обувь лучше выбирать с застежками-липучками.
  • Если в садик идти ребенок отказывается из-за конкретного воспитателя, сложившуюся ситуацию нужно максимально прояснить. Воспитатель может хорошо относиться к детям и иметь с вашим ребенком конфликт по какой-то определенной причине. В таком случае важно наладить с воспитателем конструктивный диалог и попробовать решить проблему сообща (ваше агрессивное или заискивающее поведение только усугубит конфликт, поэтому важен именно вежливый обмен мнениями). В том случае, когда воспитатель настроен по отношению к детям агрессивно, для решения проблемы следует объединиться с другими родителями – коллективное заявление всегда имеет больший вес, чем индивидуальное. Родителям с жалобой нужно обращаться к администрации садика. Если другие родители не имеют претензий к воспитателю, на контакт с вами воспитатель не идет, а вы уверены, что он действительно поступает нехорошо по отношению к вашему ребенку, вам придется сменить группу или садик.
  • Конфликты со сверстниками – неизбежная «болезнь роста», а желание оградить малыша от обид и разочарований – естественное желание мамы, которая забывает, что ее малыш тоже может быть не жертвой, а инициатором конфликта. У детей второго-третьего года жизни и дружба, и конфликты носят ситуативный характер, и вмешиваться в произошедшую без вас ссору детей напрямую не стоит. Вместо этого подскажите ребенку, как правильно вести себя в разнообразных ситуациях. Научите малыша меняться с другими детьми игрушками в процессе игры, подскажите, что делать, если другой ребенок ведет себя агрессивно и т.д. Дети постарше могут дразнить и обзывать друг друга по поводу (неаккуратность, необычная внешность и т.д.) и без повода (не с той ноги встал), и к болезненно реагирующим на такое поведение детям дразнилки «приклеиваются». Совет «не обижайся» не эффективен, в данном случае более действенным будут рифмованные «отговорки», известные нам с детства («кто обзывается – сам так называется», «обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся» и пр.). При этом важно помочь ребенку почувствовать себя успешным – демонстрация каких-то способностей или достижений ребенка сверстникам зачастую в корне меняет их отношение (тут вам понадобиться помощь воспитателя). При наличии дефектов речи отведите малыша к логопеду. Не забывайте также уделять внимание навыкам самообслуживания и внешнему виду ребенка, устраняя таким образом повод для насмешек.

Если ребенок не хочет идти в садик из-за конкретного мероприятия, помогите малышу подготовиться к нему и почувствовать себя уверенно.

В случае недосыпания откорректируйте режим дня.

В каком случае ребенка нужно оставить дома?

-2

Если ребенок ходит в садик достаточный период времени, но он так и не смог к нему адаптироваться, посещение садика придется на время отложить. Да, малыш может быть очень самостоятельным и иметь все необходимые навыки, но психологически он к садику (а точнее, к расставанию с мамой на целый день) не готов.

Кроме того, очень чувствительные и эмоциональные дети в шумном детском коллективе чувствуют себя некомфортно. Такие малыши нуждаются в дружелюбной атмосфере и спокойной обстановке. К детским коллективам чувствительного ребенка надо приучать постепенно, посещая различные развивающие занятия, кружки и детские площадки.

Детишек с патологиями развития (особенных малышей) в обычном детском саду могут обижать, и поскольку не все нарушения можно устранить, лучше подбирать специализированный садик.

При наличии истерик ребенка необходимо показать психологу или психотерапевту, и временно оставить дома (возвращаться в садик можно после решения проблемы).

Иногда можно при наличии возможности оставлять дома ребенка, просто уставшего ходить в садик, но делать это регулярно не стоит, если вы все-таки твердо намерены посещать детский сад.

В любом случае важно помнить, что ребенок не просто капризничает, а пытается приспособиться к конкретной ситуации, и решить проблему вы сможете, только тщательно проанализировав все существующие обстоятельства.

Возможные причины нежелания посещать садик

  • Психологическая неготовность малыша. Все родители в меру своих возможностей стараются подготовить ребенка к грядущим переменам, но мамам и папам следует помнить, что психологически ребенок готов посещать садик в возрасте от 3-х лет. Малыш и в 2 года может многие вещи делать самостоятельно (имеет необходимые навыки), но к отделению от мамы до 3-х лет он психологически не готов. Выраженное желание играть с другими детьми появляется после 2,5 – 3 лет, но даже при появившейся потребности крохи к коллективным играм отделение от матери должно происходить постепенно, поэтому оно занимает довольно длительный период времени. До 3-х лет ребенок нуждается в тесном, эмоционально насыщенном общении с мамой, и внезапное нарушение этой связи приводит к психологической травме у маленького человечка. Дружбы в понимании взрослых у деток такого возраста еще нет, отношения у малышей ситуативны, они играют в большинстве случаев рядом, а не вместе, и легко меняют партнера по играм. Главное общение для крохи происходит в кругу семьи, а в общении с другими людьми малыш на данном этапе развития нуждается лишь эпизодически. Даже если по объективным причинам мама вынуждена отдать кроху в садик в возрасте до 3-х лет, важно учитывать, что это противоречит воле и потребностям ребенка, поэтому адаптация к садику будет проходить долго, проблемно и не всегда успешно. Малыш вполне может утратить те навыки самостоятельного поведения, которые имел до садика, и начать «мертвой хваткой» постоянно цепляться за мать. При этом важно помнить, что родители должны ориентироваться не на возрастные показатели, а на конкретного человечка с его особенностями – если у малыша до 3-х лет мамы было «достаточно», и у ребенка нет страха ее внезапно потерять, к концу второго года жизни ребенок понемногу начнет отделяться психологически от матери и его можно отдавать в садик. Однако все дети развиваются по-разному, и у кого-то этот период наступает раньше, а у кого-то – позже.
  • Присутствующий постоянно стресс. Вырванный из привычного круга ребенок погружается на целый день в шумный коллектив со своими правилами и требованиями, часто противоречащими привычкам малыша. Новая обстановка, чужие взрослые, требующие подчинения (в отличие от мамы, не приноравливающиеся под настроение и желание), шум и невозможность уединиться, постоянный контакт с другими детьми (да-да, природа не предусматривала постоянное взаимодействие малыша с детьми, которые не являются членами семьи) – все эти факторы могут вызывать у крохи стресс и нежелание идти в садик.
  • Изменение режима дня, еда и дневной сон. Недосыпание – достаточно частая причина нежелания собираться в детский сад. Утреннее недовольство, истерика и бунт связаны не с садиком как таковым, а с нежеланием просыпаться, покидать теплую постель и совершать зачастую утомительное путешествие (не всем повезло иметь садик рядом с домом). В таком случае скандалящий и протестующий с утра малыш к моменту вашего возвращения с работы будет вполне доволен жизнью – вы можете его застать играющим с детьми и совершенно не рвущимся домой. Протест также может быть связан с едой, которую ребенок вынужден есть в садике. Дети в дошкольном возрасте часто очень консервативны в отношении еды – у каждого человека есть любимые и нелюбимые блюда, но малыши к тому же предпочитают именно мамину кухню, и если котлета «не как у мамы», есть они ее не хотят. А перебирать воспитатели обычно не позволяют, и ребенок вынужден давиться нелюбимой манной кашей. Протест может быть вызван и необходимостью спать днем – многие дети после трех лет уже не нуждаются в дневном сне, и дома их уже не отправляют в кровать. Садик же свободы выбора в этом отношении не оставляет, а лежать тихо долгое время и ничего не делать скучно.
  • Недостаток необходимых навыков самообслуживания. Ребенок, который не умеет сам одеваться или аккуратно кушать, часто вызывает недовольство воспитателей и насмешки более самостоятельных детей. Кроме того, недостаточно подготовленный к садику малыш нередко сообщает о своих потребностях при помощи капризов, что также препятствует налаживанию взаимоотношений с коллективом.
  • Проблемы с воспитателями. Хотя при нежелании карапуза идти в садик родители нередко подозревают воспитателя в негативном и предвзятом отношении к малышу, воспитатели могут быть вполне сдержанными и доброжелательными. Ситуация может быть связана со скукой – поскольку в группе детишек обычно много, индивидуально заниматься с детьми у воспитателей возможности нет, а проводимые занятия не интересуют малыша. Такая проблема возникает у детей, испытывающих когнитивный (познавательный) голод и требующих постоянной активности. Иногда в садиках занятия с детьми однообразны и проводятся «для галочки», превращаясь для желающего познавать мир ребенка в монотонную и неинтересную работу. Существуют также воспитатели, которые относятся к некоторым детям предвзято – «опального» малыша редко хвалят, но не забывают ругать за малейшее отклонение от правил и требований, и сам ребенок не всегда виноват в сложившейся ситуации (отношение к ребенку может зависеть от отношения к вам).
  • Конфликты с детьми в группе. Изначальной причиной конфликта могут быть не поделенные игрушки или возникшие в процессе игры ссоры – дети в трехлетнем возрасте еще не способны выразить свои эмоции и мысли, поэтому они пытаются решить проблему с позиции силы (отобрать, разломать) либо при помощи крика и слез. Дети постарше уже пытаются находить общий язык со сверстниками и могут доступно изложить свои мысли, но до 6 лет ребенок не способен полностью осмыслить даже свои эмоции, и в результате пренебрежительно относится к эмоциям и желаниям других. Если воспитатели и родители уделяют внимание коррекции модели поведения детей, эти конфликты быстро угасают и отношения между детьми нормализуются. В таких случаях отказ вашего наследника ходить в детский сад – явление временное. Однако бывают ситуации, когда малыша дразнят систематически – ребенок может иметь какие-либо особенности внешности или поведения, из-за которых его может дразнить практически вся группа. В таких случаях отказ посещать садик носит категорическую форму, и протест проявляется регулярно.
  • Смена воспитателя или самого садика. Поскольку воспитатели проводят с ребенком значительную часть его жизни, малыш может привязаться к «доброй» воспитательнице и протестовать против ее ухода. Негативно на ребенке сказывается и смена дошкольного учреждения (если она не вызвана конфликтами в старом садике) – ребенок скучает по привычной обстановке и окружению, а в новой группе ему еще предстоит налаживать отношения.
  • В выбранном вами детском садике воспитатели не готовы к особенностям крохи. Существуют гиперактивные и гиперчувствительные дети, медлительные малыши и дети с другими особенностями. Когда такие дети находятся в одной группе, воспитатели вынуждены постоянно организовывать процесс игр, сна и занятий с учетом разных потребностей членов коллектива. Это значительно усложняет воспитателю работу, и сказывается на отношении к малышу, поведение которого отклоняется от поведения большинства.

Кроме этих довольно распространенных причин отказа от посещения детского садика, встречаются более редкие причины, связанные с особенностями самого ребенка или с ситуацией в семье. Причина может быть связана с конкретными мероприятиями, которые проводятся или будут проводиться в садике. Ребенок может отказаться идти в садик в день репетиции к предстоящему утреннику, потому что ему не дали ту роль, которую он хотел, либо он стесняется выступать. Причина может быть абсолютно неожиданной – не получилось застегнуть красивые туфли перед занятием танцами, не получилось сделать аппликацию или вышло не так красиво, как у Маши – в день танцев или определенных занятий ходить не буду.

Проблемы в семье тоже могут повлиять на желание крохи посещать детский сад – утренние протесты в виде слез и криков могут служить прикрытием более глубоких переживаний малыша, возникающих из-за ссор родителей, семейной утраты и т.д.

Еще больше полезностей - KrohaPuzz.ru