Найти тему
Гайдаровец. Блог

История ДК: Конструктивизм

Оглавление

Мы продолжаем рассказывать о московских домах культуры. Приглашаем горожан к участию - делитесь воспоминаниями и фотографиями. Связаться с кураторами проекта можно по e-mail smm.gaidarovec@gmail.com или написав нам личные сообщения в социальных сетях. Сегодня мы поговорим о конструктивистской архитектуре рабочих клубов.

ДК им. Русакова
ДК им. Русакова

В прошлой публикации мы писали о том, что прообразами современных культурных центров были рабочие клубы, которые выполняли функцию формирования нового советского человека через политпросвещение, культуру и образование. Рабочие клубы организовывались при фабриках и заводах. Многие здания рабочих клубов возводились специально, более того, клубное строительство заняло важное место в архитектуре и проектирование 20-30-х гг. XX века. В рабочих клубах наиболее ярко отразились тенденции советского конструктивизма.

Конструктивизм характеризуется лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика, геометрией и высокой функциональностью всех элементов: никто не должно было отвлекать от главного, создавать двухсмысленность и перехватывать внимание. Как и дома-коммуны и фабрики-кухни, рабочие клубы проектировались для счастливых рабочих, нового типа человеческих отношений, свободных от классового неравенства. По сути рабочие клуба должны были таких людей и такие отношения формировать.

Принципы конструктивизма провозгласили архитекторы братья Веснины в конкурсном проекте "Антенна" Дворца труда в Москве в 1923 году. В архитектуре проекта была тщательно проработана функциональная сторона замысла - объединить в одном месте политический, общественный и культурно-просветительский центр. Веснины предложили использовать железобетонные конструкции. Зрительный зал на 8000 зрителей, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба геометрический контур абажура. Дворец труда планировали построить на месте нынешней гостиницы "Москва". Всего на конкурс были представлены 47 проектов. "Антенна" братьев Весниных заняла третье место, уступив проектам "Мое решения" архитектора Н. Троцкого и "Синий треугольник" инженера А. Кузнецов и архитектора С. Торопова. Из-за масштабности задачи и технические сложностей Дворец труда так и не был построен. Но братья Веснины вскоре придумали и реализовали здание Дома культуры "ЗИЛ", о которым мы сделаем отдельную публикацию.

Дворец труда в Москве. Проект "Антенна" братьев Весниных
Дворец труда в Москве. Проект "Антенна" братьев Весниных
ДК "ЗИЛ", проект Весниных
ДК "ЗИЛ", проект Весниных

В разработке и строительстве рабочих клубов в Москве принимали участие известные архитекторы начала XX века: Мельников, Голосов, Розанов, Пэн и другие. Здания конструктивистских рабочих клубов вписаны в историю Москвы. Всем известен ДК им. Зуева на Лесной улице, легендарный ДК им. Горбунова, о которых мы тоже еще обязательно расскажем.

Многие здания рабочих клубов живы и сегодня, в них располагаются учреждения культуры. К сожалению, не все здания являются памятниками архитектуры, некоторые находятся в плачевном состоянии, в прочих располагаются офисы.

Рабочий клуб "Ротфронт" (Клуб типографии "Красный пролетарий"), Краснопролетарская улица, д. 32/34

Рабочий клуб "Ротфронт"
Рабочий клуб "Ротфронт"

Двухэтажное здание простой формы, состоящее из разноуровневых объемов. Архитектор Пэн применил типичные для архитектуры своего времени формы: ленточное остекление, цилиндрические элементы, консольные козырьки, большое круглое окно и вертикальные окна для освещения лестниц. К сожалению, оригинальные окна заменены на пластиковые, но с сохранением их основных форм.

Рабочий клуб "Ротфронт"
Рабочий клуб "Ротфронт"

Клуб «Ротфронт» выстроен в форме парохода. Заимствование в архитектуре отдельных форм и деталей машин (пароходов, кораблей, поездов и др.) очень типично для конструктивизма. Критики, тем не менее, считали, что идея Пэна использовать пароходные формы в архитектуре клубного здания находилось в резком противоречии с самой идеей рабочего клуба. Клуб также критиковали на небольшой размер: на 2500 человек рабочих на производстве у зрительном зале было только 552 места.

Первоначально планировалось сделать в помещениях клуба фресковую роспись, эскизы которой подготовили члены Ассоциации монументалистов. Но из-за бюрократических проволочек фрески так и не появились, а клуб открылся без декора и мебели. Не функционировала вентиляция, а подвал оказался затоплен высоко проходящими грунтовыми водами.

Является памятником архитектуры. В здании расположены офисы.

Дворец культуры завода "Серп и молот", ул. Волочаевская, д. 11/15, стр. 1

Клуб "Серп и молот"
Клуб "Серп и молот"

Здание клуба было возведено в 1929—1933 гг. по проекту архитектора Игнатия Милиниса, соавтора знаменитого дома Наркомфина. Клуб был задуман как крупный социокультурный комплекс для Союза металлистов.

Клуб "Серп и молот"
Клуб "Серп и молот"

Дом культуры построен на месте старейшего московского кладбища на склоне Андроникова монастыря. По легенде здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве.

Техническая библиотека дворца культуры была одной из лучших в Москве. В здании было 3 корпуса. Клубно-спортивный и театральный располагались перпендикулярны друг другу и были соединены переходами на столбах. Большой театральный корпус вмещал зрительный зал и фойе. В двух других, узких и длинных, размещались клубные помещения, спортивный зал, Перед входом в клуб была установлена статуя сталевара.

Статуя сталевара. Клуб "Серп и молот"
Статуя сталевара. Клуб "Серп и молот"

В монументальном здании, призванном отразить пафос возрождения экономики в годы первой пятилетки, были использованы характерные конструктивистские решения: свободная планировка, гладкие фасады и ленточное остекление, большие и светлые внутренние пространства, ленточное остекление. В 50-х годах здание было перестроено. Сегодня ДК Металлистов находится в плачевном состоянии и постоянно обращает на себя внимание московской градозащиты. О фасаде клуба теперь напоминает только большой козырек полуциркульного профиля, круглые опоры которого заменены на квадратные.

Клуб "Серп и молот", наше время.
Клуб "Серп и молот", наше время.

Клуб имени Русакова, ул. Стромынка, д. 6

Одно из наиболее любопытных клубных зданий, возведенных в конце 20-х гг. Строилось как Клуб Союза коммунальщиков на Стромынке архитектором Константином Мельниковым.

ДК им. Русакова, наше время
ДК им. Русакова, наше время

По задумке Мельникова, здание должно было служить для массовой культурной работы: спорта, театра и лекций, самоорганизации и самодеятельности. Однако Мельников подразумевал, что сценариев использования здания может быть больше, и для этого разработал систему мобильных перегородок (псевдо-стен). Три балкона могли отделяться от зрительного зала вертикальными ширмами, образуя отдельные помещения. Благодаря мобильной конструкции вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей. В летнее время задняя стена зала должна была раздвигаться, чтобы сцена могла использоваться для летнего театра. Треугольная форма зала, одним из углов которого является сцена, предопределила геометрию всего здания.

ДК им. Русакова
ДК им. Русакова
ДК им. Русакова
ДК им. Русакова

Критики начала 30-х гг. считали, что архитектура клуба на Стромынке была не гимном конструктивизма, а отзвуком экспрессионистических проектов германского архитектора Эриха Мендельсона.

Здание является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры. В нем располагается театр Романа Виктюка.