Уважаемые читатели канала!
Эту статью я хотел бы посвятить состоянию наших дорог и размышлениям об улучшении их ремонта и содержания. Я думаю, что многие жители страны, особенно те, кто непосредственно «крутит баранку» автомобиля (не важно, свой он или коммерческий), согласятся со мной в утверждении о плохом качестве наших дорог. Не буду касаться федеральных и региональных трасс, по причине того, что нечасто езжу по ним. Хочу поговорить о дорогах в городах.
Весной, после схода снега с наших улиц, обнажаются на дорогах многочисленные ямы. Сюжетов о мытарствах водителей, которые превращаются невольно в слаломистов, на новостных каналах становиться много. Справедливо упрекают власти в плохом состоянии улиц и площадей городов. Это касается, большинства населённых пунктов нашей страны.
Попробую сделать небольшой анализ возможных причин неудовлетворительного состояния дорог, в том числе, в городах:
1. Дорожное строительство и ремонт попадают в сферу регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документация по этой тематике подготавливается органами власти и выставляется для проведения процедуры торгов. Победитель определяется по наименьшей цене, за которую он может провести заявленный объём. В этом, как мне кажется, и заключается причина дальнейшей некачественной работы.
Попытаюсь объяснить понятным языком. При подготовке конкурсной документации все расчёты делаются исходя из нормативов, среднерыночных цен на материалы, затрат и других условий нормального выполнения заявленных работ. Так формируется начальная максимальная цена будущего контракта.
В результате конкурсных торгов участники на торговой площадке понижают общую цену, в надежде выиграть будущий подряд на работы. Победитель помимо минимальной цены должен выполнить другие заявленные условия. Контракт на работы, в итоге, он получает и начинает «ломать голову» на чём экономить, чтобы уложиться в урезанную в результате торгов смету. Это обстоятельство и ведёт к ухудшению качества используемых материалов и производимых работ.
2. Разрабатываемые в научных институтах новейшие дорожные материалы, которые способны противостоять высоким нагрузкам и переменам погоды, из-за бюрократических проволочек и лоббирования интересов некоторых производителей на «находят дороги» (интересный каламбурчик) для внедрения. Поэтому, работают по-старинке, тем, что смогли купить на строительном рынке.
3. Очень часто можно услышать расхожее оправдание властей, особенно в зимнее время, о недостатке уборочной техники и людских ресурсов. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к экстремальной эксплуатационной нагрузке на неухоженную дорогу, возникновению трещин, ям. Негативно воздействуют на дорожное полотно образующиеся после обильных осадков лужи. В большинстве случаев их образование связано с неправильным проектированием стоков или засорением канализации возле дорог.
4. Если говорить непосредственно о ремонте или строительстве, то тут подводит дорожников низкое качество используемых материалов: битума, щебня и асфальта. Снижение затрат требует от строительных, дорожных компаний приобретения расходных материалов по низкой цене в ущерб качеству.
5. Что касается нормативной документации, которая обновляется с большим трудом, некоторые требования в ней устарели и требуют кардинального пересмотра. Но вопросы согласования и внесения изменений, порой, длятся годами.
6. Текущее содержание дорог и придорожных объектов требует не только больших капитальных вложений, но и подготовленных, квалифицированных специалистов и дорожных рабочих. Не секрет, что на ремонте дорог работают в основном приезжие гастарбайтеры, готовые класть асфальт в лужи и закатывать его ручными катками.
7. Специфика территориального расположения нашей страны накладывает свои особенности на дорожную сеть. Во многих регионах плотность населения настолько мала, что тянуть хорошую дорогу в небольшой населённый пункт считают нецелесообразным. Сосредотачиваются на трассах федерального значения, протяжённость которых значительна, а значит и содержание этих дорог обходится дорого.
8. На мой непрофессиональный взгляд, состояние дорог качественно не контролируется чиновниками, в должностные обязанности которых входит контроль за этим направлением. Результат их работы не привязан к качеству дорожного полотна, а это было бы неплохим стимулом для улучшения наших улиц и дорог.
9. Дорожные работы – это целый комплекс мероприятий. Качественно строить и ремонтировать дороги можно с применением специальной техники, качественных материалов и обученных специалистов. Произведённые работы должны попадать под гарантийные обязательства, которые мелкие фирмы дать не в состоянии. При этом крупные дорожные компании, в отсутствии достойной конкуренции, могут снизить качество своей работы для получения большей прибыли.
В качестве положительного примера могу коротко рассказать о зарубежном опыте. В 80-х годах прошлого века мне довелось служить в группе войск в Германии. Наша часть находилась в небольшом немецком городке. При выездах боевой гусеничной техники на полигон, находящийся в десятке километров от военного городка, страдали поля местных фермерских хозяйств. Немецкие власти обратились к командованию с предложением построить, так называемый, «танковый маршрут» для движения техники. Про финансирование этого строительства врать не буду, точно не знаю из каких источников оно было. Скорее всего, по линии Министерства обороны были переведены ГДР целевые деньги на строительство.
Факт не в этом, немцы строили эту дорогу с соблюдением всех положенных норм, финишное покрытие полотна дороги было железобетонным, с технологическими стыками, необходимым уклоном для стока воды, подготовленными обочинами и дренажными системами. В ненастную погоду свежий бетон накрывали полотном полиэтилена, выдерживая его положенное для затвердевания время.
Мы, пехотинцы, которые самостоятельно выдвигались на стрельбище, попутно совершая марш-броски и тренировки на выносливость, видели весь процесс дорожного строительства, удивляясь обстоятельности и чёткой организации работ немцев. Так вот, после сдачи дороги в эксплуатацию через 3 года дорожное полотно, по которому проезжали не только БМП и БТР, но и средние танки Т-64 и Т-72, выглядело целым, без ям и проседания. Пострадали только кромки, которые немного обкрошились под гусеницами.
Я считаю, что огромные средства, идущие в дорожные фонды, нужно использовать более рационально, быстро менять требования к строителям и материалам, внедрять новые методы и разработки, организовать строгий контроль качества работ и улучшить подготовку специалистов дорожной отрасли. У наших дорог должен быть рачительный хозяин, без глубоких карманов, с чувством ответственности за порученное дело. Не нужно забывать и о стратегической необходимости дорог для государства, которые помогут в тяжёлое время быстро перебросить технику, ресурсы и людей в нужное место за короткое время.
Не оставляю надежды на улучшение состояния наших улиц и дорог! С уважением, Виктор