Найти тему

Масла и технические жидкости. Проблемы выбора и мифы.

Владельцы машин постоянно задают мне один и тот же вопрос: - "Какое масло заливать в двигатель?"
Этот вопрос, лично у меня, вызывает искреннее не понимание почему люди всегда спрашивают только про масло в двигатель? Почему никто не думает о топливе, антифризе, тормозной жидкости, трансмиссионном и гидравлическом масле?

Так вот, важная информация для всех автолюбителей - важен правильный выбор всех горюче смазочных материалов (далее ГСМ) для вашего автомобиля. Важно всё, даже омывающая фары и стёкла жидкость.

Итак, чем же руководствоваться при выборе масел и технических жидкостей? В первую очередь сервисной книжкой вашего автомобиля. Самое главное - выбранный Вами ГСМ должен полностью и безоговорочно соответствовать техническим данным, всем спецификациям и допускам, указанным производителем Вашего автомобиля. Только завод лучше всех знает, что нужно его детищу для "долгой и счастливой жизни".
Давайте разберемся на примере моторных масел, так как они вызывают больше всех вопросов. Если у в сервисной книжке указана вязкость 5W30, и вы не живёте на крайнем севере, то Вам нужно масло именно такой вязкости. Ваш двигатель (его зазоры, в парах трения, сечения дренажных отверстий в канавках маслосъёмных колец, сечение и форма каналов, питающих гирокомпенсаторы, клапана, муфты и сами пары трения) рассчитан именно на эту вязкость. Если использовать более жидкое масло, например что бы облегчить холодный запуск, или сэкономить топливо, то это приведёт к увеличению расхода масла на угар, потому, что из-за большей текучести масла большее его количество будет проникать в камеру сгорания и просто сгорать. Но самое главное - более жидкое масло легче вытекает из пар трения, и во всей системе смазки происходит снижение давления подпитки, что приводит к масляному голоданию ВСЕГО двигателя. Более вязкое масло просто не успевает протекать через дренажные отверстия в канавках поршней, и маслосъёмные кольца начинают планировать, как на водных лыжах, по слишком толстой и вязкой масляной плёнке вместо того, чтобы счищать её излишки. Это так же приводит попаданию лишнего масла в камеру сгорания и его угару. Так же, более густое масло просто не успевает протечь через узкие каналы к парам трения, гидрокомпенсаторам, клапанам, натяжителям и муфтам, и, хотя общее давление в системе смазки растёт, вышеперечисленные узлы испытывают масляное голодание. Не правильная вязкость масла навредит не только внутренним компонентам двигателя, она "прикончит" Ваш катализатор и пару пингвинов в Антарктиде.

Существует миф, что что бы уменьшить расход масла, нужно "залить погуще". Вы даже не представляете сколько людей удивляются, получая ещё больший расход масла при использовании более вязкого, чем положено!
Если двигатель начинает расходовать масло, то этому может быть только три причины:
- Неисправность самого двигателя (поможет только ремонт),
- Некорректно подобранное масло,
- Не правильный интервал замены масла (об этом в следующей статье).

Ещё есть миф, что для машин с большими пробегами, нужно использовать более вязкое масло. Так вот - это полная ерунда. Система смазки и масло, как её основной компонент, направлены на минимизацию износов. Если они справлялись с этой задачей с самого начала, они справятся и ближе к концу. Т.е. если двигатель работает нормально, не дымит, не отличается повышенным расходом масла и топлива - это означает что его износ (он конечно же есть на больших наработках) - МИНИМАЛЕН, и находится в заводских допусках. Применение более вязкого масла приведёт к проблемам, описанным выше, и эти проблемы добьют Ваш двигатель гораздо быстрее чем естественный износ.

Поэтому, если вы увидели в сервисной книжке SAE 5W30 API SN, значит не надо гуглить что эти символы означают, нужно просто купить масло с такими же.

Что касается выбора брендов и названий масел, сейчас абсолютно не важно какие вы купили. Главное что бы они не были подделкой или контрафактом. Все современные масла и жидкости являются самодостаточными продуктами. Отличаются они только нюансами, например ресурсом самого масла, но при правильном выборе интервала замен (об этом в следующей статье), это тоже не является проблемой. Единственное, что я Вам советую проверить - имеет ли выбранное вами масло соответствующие допуски авто производителей. Например для меня мерилом качества масла является допуск от Mercedes (это не реклама, просто их тесты и сертификации самые жёсткие, и их проходят только по-настоящему хорошие масла). Например допуск MB 229.31 - масло с таким допуском идеально подойдёт моей машине (у них есть более современные и строгие, равно как и менее современные и строгие допуски).
Так что не важно "Magnatek" это или "Genesis" они точно будут нормально работать и не навредят вашей машине, если их параметры, о которых я писал выше одинаковы.

Теперь развенчаем ещё один миф: - "масла и жидкости разных производителей нельзя смешивать". Это полная ерунда. Последние независимые тесты показали, что даже тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5 смешиваются без проблем. Это же касается и антифризов. Сейчас практически все они производятся на основе этиленгликоля и смешиваются также без проблем вне зависимости от цвета применяемого красителя. По поводу масел, представьте себе такую ситуацию: есть два производителя масел А и В, и есть одинокий автовладелец Иван. С момента покупки, Иван использовал масло А, но потом его подкупил (ценой, красотой, неважно чем) производитель В. При замене любых жидкостей, часть старых жидкостей остаётся внутри агрегатов, и контактируют с новыми. Если бы миф о том что масла нельзя смешивать имел бы под собой основания, то после замены масла с А на В, автомобиль Ивана приобрёл бы какие-то неисправности, и производитель масла В, вместо клиента, получил бы судебный иск на дорогостоящий ремонт. Согласитесь, это был бы плохой стартап для бизнеса. А теперь представьте сколько в мире автомобилей, и сколько судебных исков получали бы производители масел? Поэтому, АБСОЛЮТНО ВСЕ производители ГСМ делают так, что бы их масла и жидкости без проблем смешивались с маслами и жидкостями конкурентов. Только они в этом никогда не признаются, ведь так удобно с помощью этого мифа удерживать наработанных клиентов.

Резюмируя всё выше перечисленное, к выбору масел нужно относиться так же как к выбору АЗС: на ней есть 95й? Она по пути? у нас есть карта лояльности? Вам просто нравится этот бренд?
Но, если вдруг, вы заправитесь на другой АЗС топливом другого бренда, с машиной ничего не случится (если это топливо не поддельное, конечно).

На этом пока всё. В следующей статье мы узнаем нужно ли промывать систему смазки, проводить раскоксовку, узнаем правду о продающихся присадках присадках.