Найти тему
Галерея Солнцево

Вышивка - мир творчества.

Дизайн Анны Кир, семплер "Осень"
Дизайн Анны Кир, семплер "Осень"

Интервью с художницей, дизайнером схем для вышивки, участницей выставки "Вышивка" в галерее "Солнцево" Анной Кир

Анна Кир
Анна Кир

Как произошло ваше знакомство с вышивкой?

Вышивать я начала более 25 лет назад, это было ещё в институте, это был 1993-94 год. Я увидела маленькую вышитую работу у своей подруги дома, монохром маленькая коровка, вышитая на белой канве и оформленная в рамочку. Меня эта работа поразила в сердце, мне понравилось, как выделяются крестики на ткани, как это красиво выглядит, и я тоже решила попробовать что-нибудь вышить.

В 90-е годы наборы для вышивки стоили очень дорого, в основном это были наборы иностранного производства фирмы Дименшнс (Dimensions). Они всегда были прекрасны, и тогда и сейчас. Но для того, чтобы попробовать я не решилась купить такой дорогой набор. И стала смотреть, что ещё можно сделать. В итоге, на тот момент были журналы Бурда. Я ещё и шила. В конце каждого номера были представлены прикладные вещи и вышивка. Я попробовала вышивать по журналу. Пошла в магазин, нашла ткань, подобрала нитки и попробовала сделать какие-то вышивки. Первые две вышивки у меня сделаны по журналу. Тогда я не знала, что полу-крест верхний надо вышивать в одну сторону, полу-крест в другую сторону, все они должны смотреть в одну сторону, во сколько сложений должны быть нити. Но со временем разобралась. В одной из работ у меня есть крестики в разные стороны, но никто этого не знает и не видит, кроме меня.

Одна из первых работ
Одна из первых работ

Вышивка меня очень сильно увлекла. Когда первые работы были оформлены, ко мне приходили гости, они восхищались и даже не верили, что картины вышиты, что это не рисунок.

Одна из первых работ
Одна из первых работ

Также в моей семье бабушка вышивала гладью. Всё своё детство я наблюдала, как она вышивает, она учила и меня вышивать гладью. Бабушка вышивала на наволочках, на подушках, на салфетках. Мама вязала, а бабушка вышивала. Мне очень нравилось, как она брала без всякой схемы, без всякого рисунка и вышивала анютины глазки, розочки, листочки. Было очень красиво, это отложилось у меня в голове, весь дом был украшен этими вышивками. Мне очень жаль, что ничего не сохранилось. Тогда я, видимо, не понимала всей ценности этих вещей.

Легко ли вам давались первые шаги в вышивке?

Я начала вышивать крестиком. Ещё были журналы "Сюзанна". Там были представлены потрясающие дизайны, очень красивые фотографии и вышивка крестом, которая украшала разные изделия, то есть прикладная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, полочки, занавески, покрывала, подушки. И это выглядело великолепно. По сравнению с тем, что было в 90-е годы, эти журналы восхищали. Меня эти работы так поразили, что я попробовала вышивать на полотенцах. Я на тот момент не знала, что есть специальные полотенца со вставками для вышивки. Я взяла обычное полотенце. В магазине увидела узенькую тесьму, она была из канвы, на ней можно было вышивать. Я вышила и пришила к полотенцу такой узор. Это была моя первая прикладная вещь.

Дальше были учёба, замужество, я забросила вышивку, стала больше шить, чем вышивать, долгое время не вышивала вообще. Прошло какое-то время, около 7-ми лет, я забеременела вторым сыном, и оказавшись дома в декрете, вспомнила, что у меня было такое хобби - вышивка. Я решила посмотреть, что же есть в мире вышивки на тот момент. К тому времени открылись первые интернет-магазины по вышивке. Когда я открыла один из таких сайтов, я пришла в шок. Это были уже совершенно другие наборы, это были потрясающие картины. Я была в восторге, мне хотелось всё и сразу, я не представляла, насколько за это время шагнуло производство наборов для рукодельниц. Я купила два или три набора. Это были пионы в вазе. Оказалось, это был не крест, а гобелен, нужно было вышивать по страмину шерстью. Я тогда даже и не знала, что это такое. Инструкции к этим наборам были на английском языке. Я переводила, и всё равно всё получилось. Да, я столкнулась с какими-то трудностями, я думала, что это крестик, надо вышивать, как я уже умею, а это оказалось совершенно другая основа - сетка с шерстяными нитками. Сначала мне было совершенно непонятно, как вышивать, были свои ошибки, но всё получилось.

Далее я стала вышивать ещё один набор со спящей собакой. Чтобы вышить этот набор, у меня ушло 8 лет. Я начала, когда была беременна вторым сыном, потом откладывала, брала в отпуск, вышивала, снова откладывала. То есть для меня это оказалось достаточно сложным процессом, но тем не менее, я довышивала эту работу.

Работа со спящей собакой на выставке "Вышивка" в галерее "Солнцево"
Работа со спящей собакой на выставке "Вышивка" в галерее "Солнцево"

Можете ли вы посоветовать что-то ободряющее начинающим вышивальщицам, которые берутся за сложные, но очень заманчивые схемы и впадают в отчаяние, если не сразу получается?

Если вам нравится сам дизайн и вам хочется иметь эту картину или какую-то прикладную вещь у себя, то дерзайте, ничего не бойтесь. Есть инструкция, сейчас в большинстве своём они переведены на русский язык. Иногда хочется вышить какую-то картину, но берёшь её, начинаешь вышивать и понимаешь, что ещё не готов. Тогда я откладываю. Возвращаюсь через год, два, и понимаю, что мои навыки, умения улучшились, я повышивала что-то другое и я уже готова к этой вышивке. Тогда я беру её и доделываю. Есть несложные вещи для начинающих, но это не мой вариант. Мне всегда хотелось сразу иметь красивые картины дома, я представляла себе на стене эти интересные работы, поэтому лёгкие дизайны я не брала, это не в моём характере взять что-то лёгкое, а потом к сложному переходить. Я сразу брала наборы, которые мне нравятся, начинала их вышивать, откладывала, потом продолжала, вот так шла через тернии к звёздам.

В какой момент вы почувствовали в себе силы, желание творить, создавать свои собственные схемы?

Я вышивала достаточно долго. Наконец, у меня появилась возможность купить и наборы Дименшнс. Они как были дорогими, так и остались, они никогда не были дешёвыми. Это самая потрясающая американская компания. Их старые дизайны до сих пор стоят очень дорого. Наборы стоят по 15, 20 тысяч рублей, есть наборы, которые уходили на ебэй (*ebay -крупнейший интернет-магазин) за 200-300 долларов. Эти наборы считаются раритетными, эти дизайны больше не выпускаются, потому что на них было авторское право от художников. Некоторые художники продавали право на определённое время. Сейчас они не выпускаются, а рукодельницы, вышивальщицы гоняются за такими наборами, хотят иметь их в своих коллекциях. Я вышивала эти наборы.

Потом через какое-то время я поняла, что хочу развития. Я по профессии художник, мне всегда нравилось прикладное творчество. И я задумалась о том, что я хотела бы украшать вышивкой какие-то вещи. Сначала я обратила внимание на объёмную вышивку. Она еще называется, бразильская, объёмная, рельефная вышивка. Я захотела делать сумочки на фермуаре с вышивками. Я стала изучать, искать, как это делается. Сначала я вышивала на бархате. Потом научилась шить сумочки. У меня вышло несколько коллекций, зимние и летние. Всё раскупили.

Анна Кир
Анна Кир

Эта рельефная вышивка меня захватила. Сейчас я украшаю косметички, коробочки рельефной вышивкой. Это очень творческая вышивка, потому что можно придумывать дизайн самостоятельно, можно вышивать на простой ткани, не нужна специальная ткань, как для вышивки крестом.

Анна Кир
Анна Кир

Далее мне захотелось соединить вышивку крестом и рельефную вышивку. Меня часто спрашивали, можно ли научиться, не учу ли я. А я думала, что это несложно. Это определённые швы, просто их нужно выучить и составлять композиции из этих швов. Я поняла, что проблема в том, что швы люди могут научиться делать, но создавать композиции и в этих композициях делать определённые сочетания цвета - это уже работа художника. Поэтому покупают наборы, там дизайнер уже всё придумал. У меня возникла идея создать дизайны, в которых будет соединена моя любимая вышивка крестиком и рельефная вышивка. Вышел мой первый дизайн - семплер "Кружева и розы", он представлен на выставке. Я постаралась в этом наборе не просто сделать схему, там еще идёт полностью мастер-класс, как сделать швы в рельефной технике, чтобы получились объёмные розы.

Далее у меня возникла идея сделать семплер по временам года. На выставке представлены семплеры "Осень", "Зима", "Весна". Сейчас я нахожусь в разработке семплера "Лето". Это будет четыре сезона, в которых будут представлены крестик, рельефная вышивка, и я добавила бисер для украшения.

В вышивке, как ни странно, существует мода. Тренд последних лет - сочетание вышивки крестом с украшательствами (бисер, трэжерсы, хрусталики). Рукодельницам хочется не просто вышить картину, но и украсить её.

Есть ещё направление вышивки очень модное - вышивка многоцветок. Дизайнеры разрабатывают схемы по картинам художников. В основном это картины из художественных галерей 17, 18, 19 века. Разрабатывают таким образом, что получается почти копия картины. Но я не увлекаюсь таким направлением.

Расскажите, пожалуйста, о проекте СП_календарь_от_Анны Кир.

Когда я стала разрабатывать схемы и представила их на Формуле рукоделия (*Выставка-продажа, самое масштабное мероприятие в России, посвящённое рукоделию и творческому хобби), начала их продавать. Я общалась с покупательницами, посетительницами выставки. Это мероприятие, в котором получаешь хорошую обратную связь. Когда я стала сама создавать произведения с вышивкой (сумочки, косметички), я услышала, что людям хочется самим научиться делать такое. Это сподвигло меня создать наборы и схемы для рукодельниц. Далее я поняла, что многие хотели бы вышить мои наборы, но боятся не справится. Я подумала, что нужно дать людям попробовать. Я организовала в Инстаграм СП_календарь, который длится целый год.

Мы начали в декабре 2019 года. Я каждый месяц предоставляю небольшую схему. В каждом квадратике месяца есть тот или иной шов рельефный, который я описываю. И присылаю, показываю, как это вышить. В итоге около 140 человек участвуют в этом отшиве календаря. Там есть свои условия. Все получают схемы бесплатно, если выполняют условия. Но если месяц пропущен, то есть небольшая сумма, за которую можно докупить пропущенные месяцы. В итоге будет вышито 12 квадратиков, 12 месяцев. Те, кто выполнит все условия, вышьет эти 12 месяцев, получат от меня красивую рамку для этих квадратиков. Будет объединяющая картинка и получится большой красивый семплер. Мне и самой очень нравится в этом участвовать. Я вышиваю каждый месяц буквально накануне, у меня нет готовой работы, мне интересно придумывать, создавать под каждый месяц дизайн и использовать разные швы, придумывать, какой шов в каком месяце. И каждый месяц у меня идут ассоциации, как я вижу это месяц.

Например, последний месяц, апрель - это были подснежники, семплер получился очень нежный, деликатный.

Анна Кир, семплер "Апрель"
Анна Кир, семплер "Апрель"

В марте была мимоза, то есть, март у меня ассоциируется с мимозой.

Анна Кир, семплер "Март"
Анна Кир, семплер "Март"

В феврале у меня день рождения и день Святого Валентина, поэтому конечно, там были сердца.

-11

Этот проект меня увлекает. Вышивает много людей, на разных основах. Бывает, участники меняют ключ ниток, то есть идёт полное совместное творчество.

Расскажите про ваши любимые техники.

Любимая техника - крестик. Вышивать я теперь люблю на основах равномерного переплетения. Если брать канву, то это ткань специально для вышивки. Бывает разный кант, там определены дырочки, куда иголка должна войти. А есть такие ткани, как лён и хлопок, где идут просто равномерные переплетения нитей. И нужно высчитывать иглой, в одну дырочку втыкаешь, потом пропускаешь одно переплетение нитей и в следующую втыкаешь. То есть через нитку вышиваешь. Это немножко другая технология вышивки. Но сейчас именно это мне нравится. Мне нравится, как получается вышивки именно на таких тканях, на льне и на хлопке. Канву я тоже использую, когда идёт вышивка крестом картин с полной зашивкой. Мне кажется, это красиво, когда вышиваешь дизайн, где остаётся сама ткань. В своих вышивках я использую ткань и равномерное переплетение. Мне нравится, когда в вышивке ткано видна, когда ткань принадлежит дизайну, она участвует в самом дизайне. Например, в сэмплере "Осень" у меня очень яркая тёмная ткань. Именно эта основа привлекает много людей. Все мои нитки и цвета были именно под эту основу, всё идёт вместе в сочетании.

Ещё я увлекалась гладью. Я пробую её. У меня есть наборы. Я тренируюсь. Гладь тоже бывает разная: тонкая художественная, японская в одну шёлковую ниточку вышивается или гладь настилом, шерстью толстой нитью. Гладь получается с разным эффектом.

Рельефная вышивка также остаётся моей любовью. Чаще всего я использую её для прикладный вещей.

У вас много прекраснейших сэмплеров. Расскажите, пожалуйста, почему вы так трепетно любите примитивы?

Когда я начинала вышивать, то хотела видеть реалистичную картину на стене, пейзаж какой-нибудь. Это как развитие искусства. Мы шли от наскальных рисунков, дальше человечество развивалось и дошло до реализма, а от реализма обратно к абстракции. Смысл примитивной вышивки в том, что она либо как наскальный рисунок, либо как современное искусство. То есть без объяснения смысла, не понятно, что сделано. И примитивная вышивка показывает не реалистичность изображения, а чувства, эмоции. И какие-то ассоциации.

Например, мой сэмплер "Осень" - это мои ассоциации с осенью. Основа - это цвет грозового неба, жёлуди - символ плодородия, колосья - символ урожая. Там используются различные орнаменты, взятые из старинных русских орнаментов.

Анна Кир, семплер "Осень"
Анна Кир, семплер "Осень"

Зимний сэмплер - это уже ассоциация с тихим зимним вечером, когда всё устлано белым покровом, снег большими хлопьями ложится на землю и в отблеске фонарей он приобретает розовый оттенок. Именно эта ассоциация, когда мы на даче, топится камин, падает красивый снег, заложена в зимнем сэмплере.

Анна Кир, семплер "Зима"
Анна Кир, семплер "Зима"

Весна - это пробуждение, первоцветы, молодая зелень, первые бабочки. Эти приятные ощущения весны заложены в весеннем сэмплере.

Анна Кир, семплер "Весна"
Анна Кир, семплер "Весна"

Это одно направление примитивной вышивки, когда дизайнер закладывает свои эмоции и впечатления.

Есть еще традиционные сэмплеры. В Западной Европе когда девочки учились в школе, у них были уроки прикладного творчества. Девочки вышивали алфавит, цифры. Они брали полотна ткани заполняли различными стежками и орнаментами, писали фразы из Библии. Могли вышивать свои мечты о будущей жизни. Это могли быть узоры или изображения дома, людей, зверей, цветов. Они должны были красиво сделать композицию и заполнить полотно. И такие работы называются сэмплеры. Они сейчас находятся в разных музеях, в частных коллекциях, стоят огромных денег. Есть западные дизайнеры, которые делают реконстуркции этих сэмплеров, переводят их под современные нитки и предоставляют схемы, чтобы мы тоже могли их вышить, повторить музейные сэмплеры.

Это ещё одно направление - это сэмплеры по тематике. Например, если тема лошади, то будут представлены конюшня, разные породы лошадей, сено и всё, что относится к лошади. В садовом сэмплере мы увидим разные растения, забор, ограду и всё, что относится к саду. Маленькие картинки, объединённые под один дизайн компонуются в одну композицию.

В моём случае это сэмплеры -впечатления. У меня всё относится к сэмплерам, потому что у меня разные техники, человек берёт и пробует. Это примеры разных стежков, у меня есть вышивка крестиком, декоративная, рельефная. Но по сути это примитивная вышивка, в которой есть впечатления автора.

Где вы черпаете силы, энергию и вдохновение?

Мой источник вдохновения - это мои впечатления, мир вокруг.

Сэмплер "Сезоны" - это мои впечатления о временах года.

Семплер "Календарь" - ощущения и впечатления на каждый месяц.

"Кружева и розы" возникли, потому что мне хотелось создать что-то дамское, красивое. Я решила, что рельефная вышивка очень красиво и винтажно смотрится с кружевом.

Я выпускаю новые схемы даже реже, чем раз в месяц, у меня их немного, потому что для меня это процесс творчества, и он может быть только с вдохновением, когда есть впечатления от чего-то. Моё творчество воплощается на ткани, с помощью ниток и бисера.

Страницы Анны Кир в соцсетях Инстаграм и ВКонтакте