Современные ланкийские железные дороги – преемники той самой, что построили в 1864 году британские колонизаторы с целью транспортировки выращенных для Империи чая и хлопка. Для сравнения: первая железная дорога в России была запущена в 1837 году по маршруту Петербург — Царское село.
Кажется, что с конца 19-го века ничего не изменилось (На самом деле, википедия говорит, что изменилось. Например, вагоны теперь производят в Румынии 😳 и в Китае). На вокзалах Шри-Ланки как-будто попадаешь в исторический фильм. Повсюду можно найти упоминание об англичанах, когда-то бывших здесь хозяевами. А на конструктивных элементах легко отыскать маркировку завода-изготовителя того времени.
Именно это завораживает в поездах и транспортных узлах Шри-Ланки. Ты – гость из другой эпохи. Усаживайся поудобнее и наслаждайся шармом вековой старины.
Типы вагонов в поездах 🚂 Шри-Ланки
Поезда на Шри-Ланке бывают трех классов. Первый класс стоит дороже и он гораздо комфортнее остальных (основной комфорт заключается в наличии закрепленного места), именно поэтому его часто выбирают иностранные туристы. Вагонами второго и третьего класса пользуются местные и туристы, желающие сэкономить.
В первом классе есть вагоны под названием Royal Saloon (то есть королевский) и Observation Saloon (то есть видовой).
В Royal Saloon вас ждет кондиционированный салон, удобные кожаные кресла, телевизор и сервис в виде скромного, но все же завтрака.
Будьте готовы, что поезда очень сильно трясет. Первые полчаса слегка некомфортно, потом привыкаешь.
Зато какие потрясающие виды из окна вас ожидают 😍! Пейзажи, один другого краше, мелькают перед глазами, 50 оттенков зеленого на фоне ясного голубого неба.
Вагон Observation Saloon
Это последний вагон в составе. Здесь есть панорамные окна, удобные кресла и вентиляторы над головой. Особенно здорово купить места в первом ряду (ну то есть самые последние, перед "живым экраном"), откуда лучше всего восхищаться идеальным Train View.
Закрытых дверей нет, можно стоять в тамбуре и даже на подножке, высовываться и искушать судьбу. Получаются отличные видео и фотографии. Ответственность за лихачество каждый берет сам на себя.
Нельзя сказать, что на железной дороге получится объехать весь остров. Но бОльшую и самую колоритную его часть точно. Обязательно стоит доехать до высокогорной чайной страны (Tea Country) в Nuwara Eliya и прокатиться по южной ветке от Матары до Коломбо. Вы будете не только видеть океан, слышать его шум, но в определенных ситуациях даже ловить на лице его брызги.
Именно этот участок железной дороги очень сильно пострадал от природной катастрофы, на восстановление после которой ушло несколько лет.
26 декабря 2004 года, на рождественское утро из-за землятресения в Индийском океане, вызвавшем крупнейшее в истории цунами, произошло крушение поезда в Пералии. Более 1700 человек погибло, состав разбросало волной по южному побережью. Всего на острове в тот день погибло и пропало без вести свыше 35 тысяч человек. Я немного писала об этом здесь.
Еще несколько интересных фактов о железной дороге Шри-Ланки.
☝️ На станциях можно отыскать 2 вида туалетных комнат – для иностранцев (for foreigners – так гласят вывески) и для местных. Иностранцы могут пользоваться чистыми удобствами, а жителям Шри-Ланки предлагают антисанитарные туалеты. За этот факт в 2017 года местная газета Sunday Times раскритиковала Sri Lanka Railways, обвинив в расизме. В статье образ мышления руководства железных дорог характеризуется как наследие колониальной эпохи.
Это проявление расизма туристы, к слову, не то, чтобы одобряют, но не сильно возражают относительно него.
☝️Здесь не встретишь Сапсаны и Ласточки. Из-за состояния путей и прохождения их по сложным природным участкам (джунгли, горы), поезда не могут разгоняться больше 100 км/ч.
☝️Поезда практически всегда опаздывают – от 20 минут до нескольких часов. Это связано с малым количеством железнодорожных развязок. В горах достаточно сложно найти место для строительства резервных линий.
☝️Билеты на некоторые поезда можно купить онлайн и забрать перед поездкой в кассе распечатанный бланк.
☝️Сохраняйте билет до выхода из станции места назначения. Билеты проверяют, и если он отсутствует, придется заплатить штраф.
Если вы когда-нибудь соберетесь на Шри-Ланку (😥 в карантинное время этот тезис звучит абсолютно утопично и грустно), обязательно оцените местные железные дороги и прокатитесь на поезде. Это того стоит – красиво, быстро и доступно.
Выложу для вас видео, чтобы ощутить эффект присутствия.
А еще можете прочитать про другой транспорт на Шри-Ланке и посмотреть видео из местных автобусов.
Будьте рядом. Пишите о своих путешествиях 🚂. Так победим эту коронавирусную тоску 🤘