Что лично для меня удивительно? Это то, что из федерального бюджета на поддержку медиков, которые работают в инфекционных отделениях, выделено 10 миллиардов рублей. В то же самое время московская мэрия заключает контракт на гранитные и бетонные бордюры почти на 20 миллиардов рублей! Там 10, здесь почти 20. Но при этом бордюры у нас кладут в основном гастарбайтеры, это каждый москвич видит, и, в общем-то, несопоставимость этих цен говорит о какой-то шкале ценностей.
Может быть мэру Москвы стоило бы попридержать этот строительный бизнес и направить эти средства в систему московского здравоохранения, которое по всем признакам, если рост окажется такой большой, не будет справляться?
Мне на глаза попались цифры о том, к чему привела реформа здравоохранения, которая шла у нас последние годы, в области эпидемиологии. Постоянно сокращался персонал с 2013 года, когда началась эта реформа, младших медработников стало в 2,6 раз меньше, медсестер на 10% меньше, врачей на 2% меньше, а инфекционистов, которых сейчас так не хватает, на 10% меньше, инфекционных коек стало меньше в 24 раза. В том числе они сокращались и в Москве где сейчас происходит переоборудование госпиталей на инфекционную ориентацию.
Как бы мы ни гордились своим здравоохранением, вы помните, один из устойчивых советских мифов гласил, что в СССР самое лучшее здравоохранение, но сегодня по смертности от инфекций Россия находится на 87-м месте в мире. Если в 1990 году, когда реформой и не пахло, смертность от инфекционных болезней была 0,35%, то сейчас она выросла в 2,5 раза, 0,82%! Это все результаты реформы здравоохранения. Теперь, те же самые люди, которые проводили реформу здравоохранения, захлебнувшуюся и заведшую нас в тупик, принимают пожарные меры, для того чтобы справиться с пандемией. Кто завел в тупик, тот и ищет свет в конце тоннеля, это парадоксальная, конечно, вещь! Число врачей-эпидемиологов в России за последние 30 лет сократилось почти в 3 раза, с 33 тысяч до 13 тысяч, они были не нужны – какие могут быть в России эпидемии? Казалось, что они побеждены, а вот что вышло в действительности.
Если в Москве вводится такой жесткий карантин, то как на это отреагируют регионы? Тоже на этой неделе мы говорили о том, что такой всплеск ксенофобии по отношению к москвичам, которые ринулись из столицы в разные регионы, произошел после решения мэра Собянина. Эти панические настроения в других регионах только увеличатся. Примерно в 20 регионах меры самоизоляции ослаблены, постепенно открываются предприятия, причем такие мелкого бизнеса: автосервис, стоматология, IT-компании, салоны красоты, маникюрные какие-то салоны.
Я напомню, что в России всего 12 тысяч заболевших, а регионов у нас почти 90. В некоторых регионах число заболевших исчисляется несколькими заболевшими, ну или десятками, и из-за этого стопорить экономику всего региона просто глупо. Да, даже в больших регионах открываются предприятия. Теперь эти решения о закрытии могут быть пересмотрены. Если Москва, в которую итальянскими чемоданами был завезен из Италии коронавирус, не может с этим справиться, то может быть эти решения будут пересмотрены по всей России.
Ситуация, конечно, тяжелая. Я призываю наших сограждан все-таки самоизолироваться и сидеть дома. Помните, как Лаврентий Павлович Берия говорил? – «лучше сидеть дома, чем просто сидеть».