Клаудиа Кардинале, любимая актриса Лукино Висконти, муза Федерико Феллини и Серджио Леоне, сегодня отмечает день рождения (15 апреля 1938года).
" Чтобы быть актрисой, нужно быть чувствительной, вместе с тем и очень сильной. В этом самая большая сложность актерской профессии : она вынуждает быть и той, и другой. "
Она всегда прислушивалась к себе. Долгие годы не снималась: не нравилось ничего из того, что предлагали. Зато, когда еще на заре ее карьеры сразу два гения – Лукино Висконти и Федерико Феллини – в один день пригласили ее в свои картины, она не стала слушать ничьих советов. «Конечно же, Феллини, – уговаривали одни. – С ним ты войдешь в историю». «Конечно же, Висконти, – уговаривали другие. – С ним ты войдешь в историю». «Только Феллини – он так бережен с актерами…» «Только Висконти – он так бережен с актерами…» Клаудиа заткнула уши и ответила «согласна» обоим, даром что съемки должны были проходить одновременно.
В «Леопарде» Висконти Кардинале играла вульгарную напористую плебейку – из того племени, что пришло на смену аристократии после победы Гарибальди. Ее партнерами в фильме стали великолепные Берт Ланкастер и Ален Делон. В «8 1/2» Феллини Клаудии досталась поэтическая, эфемерная роль мечты, идеала, той гармонии, к которой стремится герой Марчелло Мастроянни. Кардинале понимала, что, если откажет кому-то из двоих, будет всю жизнь жалеть. Съемки проходили в разных городах. К тому же у Висконти Клаудиа была брюнеткой, у Феллини – блондинкой. Примерно раз в три дня она летала из города в город и перекрашивала волосы.
Висконти ругался – он был очень экспрессивен. Феллини было все равно – он был поэт. Висконти немного настороженно относился к Кардинале, хоть и восхищался ею открыто и громко. «Смотрите, – предупреждал он, – эта кошечка еще вырастет в тигрицу и растерзает своего укротителя». «Она такая мягкая, женственная, настоящее воплощение мечты», – радовался Феллини. Словом, каждый видел в ней то, что хотел видеть. И каждый был прав.
ЛИЛИАНА КАВАНИ (кинорежиссер, ученица Лукино Висконти):
" Марчелло всегда любил Клаудию. Так,однажды он позвонил и сказал мне : " Лилиана, не вздумай сразу сказать "снято!". По сценарию он должен был целовать актрису, которая в фильме исполняла роль принцессы Консуэллы Караччоло. Марчелло, мечта миллионов женщин, главный latin lover, просил, чтобы я снимала этот эпизод много раз.Конечно же, я сделала так, как он просил. Так он наконец мог целовать свою Клаудию."
Как ее только не называли! Моравиа – «богиней любви», Феллини – «волшебницей», Висконти – «самой обворожительной актрисой в мире», актер Дэвид Найвен – «лучшим изобретением итальянцев после спагетти». Один только Марлон Брандо, скривившись, обозвал ее «мегерой». Но у него были на то причины. Совсем молоденькая Кардинале обожала Брандо. И всем подряд рассказывала, что, вот если бы она с ним встретилась и познакомилась, было был здорово и интересно. Желание юной красавицы – закон для такого любвеобильного итальянца, как Брандо.
Когда они оказались оба в Лос-Анджелесе, Брандо позвонил Клаудии в гостиницу и предложил встретиться. Она доверчиво метнулась ему навстречу и попала в распростертые объятия, не оставляющие сомнений в его намерениях. Клаудиа была наивным и чистым существом. Неизвестно, как конкретно она себя повела, зато известно, как отреагировал Брандо. Потом, правда, он смягчился и даже снизошел до того, чтобы признать: «Мы с тобой похожи. Ты тоже Телец. Тебя так просто не возьмешь». А Кардинале (правда, гораздо позднее, когда Брандо уже не было на свете) призналась, что всю жизнь жалела о несостоявшемся романе.
" Порой думаю моя профессия - это логическое последствие моей детской привычки растворяться в мечтах: прожить жизни, возможные только в мечтах.."
Клаудиа Кардинале дважды была замужем - за продюсером Франко Кристальди и режиссером Паскуале Скуитьери, с которым она прожила больше 50 лет. У Кардинале двое детей - сын Патрик и дочь Клаудиа. В молодости у нее была репутация самой неприступной актрисы - от нее ушли ни с чем и Марлон Брандо, и Марчелло Мастрояни. Среди отвергнутых поклонников оказался и партнер по фильмам Висконти Ален Делон, с которым актриса до сих пор дружит.
Она живет в Париже. Свободно, одиноко и независимо. Насыщенной и интенсивной жизнью. Опыт научил ее, что спокойствие часто противоположно жизни или, по крайней мере, делает ее сонной и скучной. А ей никогда не нравилась сонная и скучная жизнь.
Ее небольшая квартира расположена на набережной Сены. Вечерами по реке проплывают речные трамваи. Желтые, красные и голубые огни то ярко вспыхивают, то пропадают в темноте. Ночью она гасит все лампы, выключает радио и телевизор, выходит на балкон и наслаждается этим фантастически красивым зрелищем.
Она обожает ходить по улицам, как это делают обычные люди. Она любит бродить по магазинам и лавчонкам, выбирая себе вещи. Как и в молодости, заполняет свой дом цветами, ей нравится покупать их на рынке и составлять из них композиции.
Жизнь для нее – это возможность самой решать, в каком фильме сниматься, от какого отказываться. Уже много лет назад она добилась возможности работать не ради необходимости, а ради удовольствия – что еще нужно для счастья?
***************
Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.