Найти тему
Записки КОМИвояжёра

95% опрошенных высказались за отмену моратория

В истории России после Петра І, когда счёт казнённым одновременно шёл на десятки) отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица Елизавета Петровна при восшествии на престол обещала, что при ней казней не будет. Приговорённых к смерти подвергали наказанию кнутом, рвали ноздри, выжигали слово «вор» на лице и отправляли на каторгу.

Екатерина ІІ дважды утвердила смертную казнь: отсечена голова Пугачёва и казнён Мирович, пытавшийся освободить из крепости возможного претендента на престол царевича Ивана Антоновича.

Казнь Пугачёва
Казнь Пугачёва

Павел указом 1799 г. отменил смертную казнь.

Император Александр І все смертные приговоры заменял каторгой.

При Николае І казнены были 5 декабристов – руководители и активные участники восстания 1825 г.

Александр ІІ согласился на применение смертной казни к военным преступникам.

На волне революции 1905 – 1907 гг. военные суды вынесли несколько тысяч смертных приговоров за терроризм и бунт.

Временное правительство в феврале 1917 г. смертную казнь попыталось отменить, но уже в июле вновь вернуло.

ІІ Всероссийский съезд Советов смертную казнь тоже отменил, но вскоре декретом «Социалистическое отечество в опасности» разрешена была смертная казнь без какого-либо суда на месте и применялась весьма широко: «…к шпионам, контрреволюционным агитаторам, спекулянтам, погромщикам и хулиганам».

После окончания гражданской войны УК РСФСР 1926 г. заменил понятие «наказание» выражением «мера социальной защиты», из чего следовало, что смертная казнь приобретала прежде всего значение политическое.

Смертная казнь как средство борьбы с врагами Советской власти
Смертная казнь как средство борьбы с врагами Советской власти

В 1947 г. смертная казнь была отменена, что должно было доказать обществу, что Советская власть крепка, а оппозиция отсутствует.

В 1954 г. смертная казнь была возвращена, причём и за уголовные, и за политические преступления.

Мощный всплеск дискуссий о смертной казни в современном обществе возник в 90-х годах после того, как общественный строй России достаточно резко изменился.

Аргументы юристов, выступающих против смертной казни, вполне убедительны.

Во-первых, смертная казнь происходит из древнего обычая кровной мести и не соответствует нашему времени.

Во-вторых, смертная казнь отвергает само право человека (да, в данный момент преступившего закон, но человека!), что нарушает ч. І ст. 20 Конституции РФ, которая утверждает, что «каждый имеет право на жизнь».

В-третьих, и это очень сильный довод, смертная казнь необратима, поэтому невозможно исправить судебную ошибку.

Отсюда вывод, под которым подпишется каждый противник смертной казни: «Смертная казнь – это древний вид наказания, а его применение служит истреблению преступников и устрашению населения».

Доводы о бесполезности смертной казни как меры наказания опираются на логику: «Ещё нигде, никогда и никому не удавалось преодолеть преступность путём уничтожения отдельных преступников».

В настоящее время возникла парадоксальная ситуация: объявлен мораторий на применение смертной казни, но сам мораторий не предусмотрен Конституцией, а значит незаконен и принят только для того, чтобы создать благоприятное представление о России на международном уровне – мы цивилизованные, как и вы.

Вместе с тем обращение Государственной думы РФ к Президенту подчёркивает, что «недопустимо игнорировать в угоду внешним политическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни», то есть депутаты ссылаются на многочисленные обращения и требования граждан РФ возобновить применение смертной казни. «Опрос, проведённый в 2008 г., показал, что из более чем 100 тысяч россиян 95% опрошенных высказались за смертную казнь».

Фемида - символ правосудия
Фемида - символ правосудия

Многие юристы утверждают, что «…идея перевоспитания привлекательна лишь внешне, главным образом для суетных дам из благотворительных обществ», тем более, что «криминологическая ситуация в России в течение последних 20 лет исключительно неблагоприятная. Идёт тотальная криминализация общества». Они утверждают, что «…по количеству убийств РФ занимает одно из ведущих мест в мире», при этом добавляя, что «…самый низкий коэффициент убийств – в арабских странах, где до сих пор применяются квалифицированные виды казней».

Кроме чисто эмоциональных предложений вернуть смертную казнь, есть и факты. Лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер, экономист, занимающийся проблемами современной преступности, подсчитал: «Каждая смертная казнь предотвращает 75 убийств, которые могут быть совершены в три последующих года. Я ненавижу смертную казнь, но я, как гражданин США, говорю, что это необходимый инструмент для предотвращения дальнейших убийств».

Опрос, проведённый среди молодых людей до 30 лет, показал, что на вопрос: «Допустима ли смертная казнь в качестве наказания для преступников?» – ответили «да» – 32,7%, «допустима в редких случаях» – 51,9% и «затрудняюсь» – 0,6%, «нет» – 15, 4%, то есть подавляющее большинство опрошенных молодых – 84,6% – высказались за смертную казнь.

Проблема до сих пор остаётся нерешённой.

«Юридически смертная казнь как мера наказания существует в арсенале уголовно-правовых мер, но фактически применяться и назначаться не может». Запрет на применение судами смертной казни был вынесен Конституционным судом РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. Но у ряда юристов существует мнение, что мораторий на применение смертной казни незаконен: «Его объявление не предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, а Протокол № 6 «Европейской конвенции о защите прав и свобод» не ратифицирован, то есть не имеет юридической силы» .

Ряд видных юристов указывают, что отмена в РФ смертной казни является чисто политическим актом. Политолог Е.А. Пашковский считает: «В России подавляющее большинство населения за применение смертной казни. Но одновременно введение смертной казни приведёт Россию к исключению из весьма уважаемых европейских организаций и добавит проблем с нашим имиджем».

С.И. Никулин считает, что «какие-либо иные, кроме сугубо психологических и утилитарно-политических, причины отмены смертной

казни в современной России отсутствуют» .

Э.А.Поздняков утверждал,.

Однозначную позицию высказал глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ А. Бастрыкин : «Я за смертную казнь. Я видел людей, которые переступят через всё, кроме собственной жизни, и, может быть, это кого-то остановит» .

Профессор Э.С. Побегайло предложил предельно жёсткий выбор в споре о смертной казни: «Противники смертной казни могут простить злодеям лишь собственные страдания, но не прощать страдания невинно убиенных людей, тем более детей» .

Есть ещё один довод, с которым трудно спорить: «Смертная казнь спасает жизни тех, кто мог бы стать потенциальными жертвами. Каждая казнь предотвращает от 3 до 18 убийств», – считает О. Сауляк . Ещё более категоричен лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер , экономист, занимающийся проблемами современной преступности: «Каждая смертная казнь предотвращает 75 убийств, которые могут быть совершены в три последующих года. Я ненавижу смертную казнь, но я, как гражданин США, говорю, что это необходимый инструмент для предотвращения дальнейших убийств» .

В. Овчинский считает, что у России есть все правовые основания сохранить смертную казнь в виде наказания за особо тяжкие преступления. В 1976 г. вступил в силу Международный пакт о политических и гражданских правах. СССР его подписал, Россия является правопреемником. Статья 6 этого Международного пакта говорит о том, что каждая страна имеет право в качестве наказания иметь смертную казнь, но применять её только за особо опасные преступления и не применять по отношению к женщинам и детям. На основании этого Пакта действуют США, Китай и многие другие страны и применяют его весьма эффективно» .

Православная церковь также высказала своё понимание проблемы: «В основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским собором в августе 2000 г., указано: «Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом завете. Указаний на её отмену нет ни в Священном Писании Нового завета, ни в историческом наследии Православной Церкви. Призывая «милость к падшим», Православная Церковь исходит наипаче из соображений охраны жизни благонамеренных членов общества» .

Возможно, следует сделать вывод, что современная Россия проблему смертной казни пока решить не может. Профессор Э.Ф. Побегайло ещё более категоричен: «Думается, что в настоящее время российское общество не доросло до отмены смертной казни» .