В истории России после Петра І, когда счёт казнённым одновременно шёл на десятки) отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица Елизавета Петровна при восшествии на престол обещала, что при ней казней не будет. Приговорённых к смерти подвергали наказанию кнутом, рвали ноздри, выжигали слово «вор» на лице и отправляли на каторгу.
Екатерина ІІ дважды утвердила смертную казнь: отсечена голова Пугачёва и казнён Мирович, пытавшийся освободить из крепости возможного претендента на престол царевича Ивана Антоновича.
Павел указом 1799 г. отменил смертную казнь.
Император Александр І все смертные приговоры заменял каторгой.
При Николае І казнены были 5 декабристов – руководители и активные участники восстания 1825 г.
Александр ІІ согласился на применение смертной казни к военным преступникам.
На волне революции 1905 – 1907 гг. военные суды вынесли несколько тысяч смертных приговоров за терроризм и бунт.
Временное правительство в феврале 1917 г. смертную казнь попыталось отменить, но уже в июле вновь вернуло.
ІІ Всероссийский съезд Советов смертную казнь тоже отменил, но вскоре декретом «Социалистическое отечество в опасности» разрешена была смертная казнь без какого-либо суда на месте и применялась весьма широко: «…к шпионам, контрреволюционным агитаторам, спекулянтам, погромщикам и хулиганам».
После окончания гражданской войны УК РСФСР 1926 г. заменил понятие «наказание» выражением «мера социальной защиты», из чего следовало, что смертная казнь приобретала прежде всего значение политическое.
В 1947 г. смертная казнь была отменена, что должно было доказать обществу, что Советская власть крепка, а оппозиция отсутствует.
В 1954 г. смертная казнь была возвращена, причём и за уголовные, и за политические преступления.
Мощный всплеск дискуссий о смертной казни в современном обществе возник в 90-х годах после того, как общественный строй России достаточно резко изменился.
Аргументы юристов, выступающих против смертной казни, вполне убедительны.
Во-первых, смертная казнь происходит из древнего обычая кровной мести и не соответствует нашему времени.
Во-вторых, смертная казнь отвергает само право человека (да, в данный момент преступившего закон, но человека!), что нарушает ч. І ст. 20 Конституции РФ, которая утверждает, что «каждый имеет право на жизнь».
В-третьих, и это очень сильный довод, смертная казнь необратима, поэтому невозможно исправить судебную ошибку.
Отсюда вывод, под которым подпишется каждый противник смертной казни: «Смертная казнь – это древний вид наказания, а его применение служит истреблению преступников и устрашению населения».
Доводы о бесполезности смертной казни как меры наказания опираются на логику: «Ещё нигде, никогда и никому не удавалось преодолеть преступность путём уничтожения отдельных преступников».
В настоящее время возникла парадоксальная ситуация: объявлен мораторий на применение смертной казни, но сам мораторий не предусмотрен Конституцией, а значит незаконен и принят только для того, чтобы создать благоприятное представление о России на международном уровне – мы цивилизованные, как и вы.
Вместе с тем обращение Государственной думы РФ к Президенту подчёркивает, что «недопустимо игнорировать в угоду внешним политическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни», то есть депутаты ссылаются на многочисленные обращения и требования граждан РФ возобновить применение смертной казни. «Опрос, проведённый в 2008 г., показал, что из более чем 100 тысяч россиян 95% опрошенных высказались за смертную казнь».
Многие юристы утверждают, что «…идея перевоспитания привлекательна лишь внешне, главным образом для суетных дам из благотворительных обществ», тем более, что «криминологическая ситуация в России в течение последних 20 лет исключительно неблагоприятная. Идёт тотальная криминализация общества». Они утверждают, что «…по количеству убийств РФ занимает одно из ведущих мест в мире», при этом добавляя, что «…самый низкий коэффициент убийств – в арабских странах, где до сих пор применяются квалифицированные виды казней».
Кроме чисто эмоциональных предложений вернуть смертную казнь, есть и факты. Лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер, экономист, занимающийся проблемами современной преступности, подсчитал: «Каждая смертная казнь предотвращает 75 убийств, которые могут быть совершены в три последующих года. Я ненавижу смертную казнь, но я, как гражданин США, говорю, что это необходимый инструмент для предотвращения дальнейших убийств».
Опрос, проведённый среди молодых людей до 30 лет, показал, что на вопрос: «Допустима ли смертная казнь в качестве наказания для преступников?» – ответили «да» – 32,7%, «допустима в редких случаях» – 51,9% и «затрудняюсь» – 0,6%, «нет» – 15, 4%, то есть подавляющее большинство опрошенных молодых – 84,6% – высказались за смертную казнь.
Проблема до сих пор остаётся нерешённой.
«Юридически смертная казнь как мера наказания существует в арсенале уголовно-правовых мер, но фактически применяться и назначаться не может». Запрет на применение судами смертной казни был вынесен Конституционным судом РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. Но у ряда юристов существует мнение, что мораторий на применение смертной казни незаконен: «Его объявление не предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, а Протокол № 6 «Европейской конвенции о защите прав и свобод» не ратифицирован, то есть не имеет юридической силы» .
Ряд видных юристов указывают, что отмена в РФ смертной казни является чисто политическим актом. Политолог Е.А. Пашковский считает: «В России подавляющее большинство населения за применение смертной казни. Но одновременно введение смертной казни приведёт Россию к исключению из весьма уважаемых европейских организаций и добавит проблем с нашим имиджем».
С.И. Никулин считает, что «какие-либо иные, кроме сугубо психологических и утилитарно-политических, причины отмены смертной
казни в современной России отсутствуют» .
Э.А.Поздняков утверждал,.
Однозначную позицию высказал глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ А. Бастрыкин : «Я за смертную казнь. Я видел людей, которые переступят через всё, кроме собственной жизни, и, может быть, это кого-то остановит» .
Профессор Э.С. Побегайло предложил предельно жёсткий выбор в споре о смертной казни: «Противники смертной казни могут простить злодеям лишь собственные страдания, но не прощать страдания невинно убиенных людей, тем более детей» .
Есть ещё один довод, с которым трудно спорить: «Смертная казнь спасает жизни тех, кто мог бы стать потенциальными жертвами. Каждая казнь предотвращает от 3 до 18 убийств», – считает О. Сауляк . Ещё более категоричен лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер , экономист, занимающийся проблемами современной преступности: «Каждая смертная казнь предотвращает 75 убийств, которые могут быть совершены в три последующих года. Я ненавижу смертную казнь, но я, как гражданин США, говорю, что это необходимый инструмент для предотвращения дальнейших убийств» .
В. Овчинский считает, что у России есть все правовые основания сохранить смертную казнь в виде наказания за особо тяжкие преступления. В 1976 г. вступил в силу Международный пакт о политических и гражданских правах. СССР его подписал, Россия является правопреемником. Статья 6 этого Международного пакта говорит о том, что каждая страна имеет право в качестве наказания иметь смертную казнь, но применять её только за особо опасные преступления и не применять по отношению к женщинам и детям. На основании этого Пакта действуют США, Китай и многие другие страны и применяют его весьма эффективно» .
Православная церковь также высказала своё понимание проблемы: «В основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским собором в августе 2000 г., указано: «Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом завете. Указаний на её отмену нет ни в Священном Писании Нового завета, ни в историческом наследии Православной Церкви. Призывая «милость к падшим», Православная Церковь исходит наипаче из соображений охраны жизни благонамеренных членов общества» .
Возможно, следует сделать вывод, что современная Россия проблему смертной казни пока решить не может. Профессор Э.Ф. Побегайло ещё более категоричен: «Думается, что в настоящее время российское общество не доросло до отмены смертной казни» .